Журнал о PropTech

Нужна ли вам BIM модель по закону?

Стоит ли создавать информационную модель объекта капитального строительства? Этим вопросом задаются многие специалисты строительной отрасли. Это обязанность или модное увлечение? И что будет, если продолжать работать традиционными методами?

Прежде чем дать ответы на эти вопросы, надо разобраться, а что понимается под информационной моделью объекта капитального строительства? С учетом большого объема нормативно-правовых и нормативно-технических документов это определение должно лежать на поверхности. Но оказывается, всё не так просто.
Если искать ответ в законодательстве, то запрос «Информационная модель» приводит нас к статье 57.5 Градостроительного кодекса, которая так и называется «Информационная модель объекта капитального строительства».

Не хочется читать? Смотрите видео-версию на Youtube-канале Сергея Должникова

Что говорится в законодательстве?


"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 01.05.2022) 
ГрК РФ Статья 57.5. Информационная модель объекта капитального строительства (введена Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ)

1. Застройщик, технический заказчик, лицо, обеспечивающее или осуществляющее подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицо, ответственное за эксплуатацию объекта капитального строительства, в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, обеспечивают формирование и ведение информационной модели.

2. Правила формирования и ведения информационной модели, состав сведений, документов и материалов, включаемых в информационную модель и представляемых в форме электронных документов, требования к форматам указанных электронных документов устанавливаются Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если такие сведения, документы и материалы содержат сведения, составляющие государственную тайну.

Но в этой статье определения информационной модели не даётся. Зато есть ссылки на правила ведения, а также даны указания на лиц, ответственных за ведение информационной модели. Тем не менее, в Градкодексе есть искомое определение:


Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 01.05.2022) ГрК РФ Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе10.3) информационная модель объекта капитального строительства (далее - информационная модель) — совокупность взаимосвязанных сведений, документов и материалов об объекте капитального строительства, формируемых в электронном виде на этапах выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, эксплуатации и (или) сноса объекта капитального строительства; (п. 10.3 введен Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ).

При переходе по ссылке из статьи об информационной модели объекта капитального строительства, мы обращаемся к следующему документу:


ФАУ «Главгосэкспертиза России»

Методические рекомендации по подготовке информационной модели объекта капитального строительства, представляемой  на рассмотрение в ФАУ «Главгосэкспертиза России» в связи с проведением государственной экспертизы проектной документации, а также по оценке информационной модели объекта капитального строительства.

Эти рекомендации носят методологический характер и позволяют системно представить сведения, приведенные в разных частях информационной модели с целью эффективной подготовки ее к экспертной оценке. Данные рекомендации распространяются пока что на этап внедрения в процесс экспертизы – до разработки и принятия необходимых требований к информационной модели нормативными и правовыми актами.

Рекомендации были написаны до выхода новой редакции Постановления правительства 1431, в которых описан состав сведений, которые включаются в информационную модель.

Возникает вопрос: для чего нужна модель? Какие цели достигаются с ее помощью на этапе строительства, за исключением не раз уже за рассказанных за прошедшие годы преимуществах о её точности, влиянии на сроки и стоимость?


Если сравнить положения Градостроительного кодекса и Постановления 1431, то можно увидеть, что в состав документов, которые требуются для получения разрешения на строительство, документ об инженерных изысканиях выполненный в виде трехмерной модели – не нужен. 

Однако многие современные программные продукты, которыми пользуются инженеры, создают трёхмерные модели. В то же время, требования нормативно-правовых актов формируют необходимость ведения трёхмерной модели инженерных изысканий. Получается, что принципиальных изменений между практикой и законотворчеством в данном случае не произошло.

Сведения и документация


Давайте посмотрим на состав сведений, которые включаются в информационную модель на этапе строительства. Например, в модель надо внести сведения из общего и специального журнала работ в электронном виде.

Но сегодня эти документы ведутся на бумажном носителе. Это предусмотрено требованиями Градостроительного кодекса, смотрим статью 52, в которой установлено, что в случае, если предусмотрен государственный строительный надзор, то за 7 дней до начала работ необходимо представить в органы госстройнадзора в числе других документов – общие и специальные журналы работ.

Как правило, это специальные, отпечатанные в типографии журналы, которые прошиты и скреплены печатью. Возникает вопрос: зачем вести журналы в электронном виде? Получается двойная работа. Стоит обратить внимание на административные регламенты управлений госстройнадзора. Далеко не в каждом регионе административный регламент предусматривает возможность ведения общего журнала работ, не говоря о специальных -  в электронном виде.

Если следовать Градкодексу, то сбор документов для получения разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства знаменует собой переход к следующему этапу жизненного цикла объекта.


Что происходит, когда в модель вносят те же самые документы? Можно предположить, что это — переход к эксплуатационной фазе использования или применения модели. Но на деле оказывается, что нет.

Кто кому сдает, кто принимает, кто осуществляет контроль качества модели или ее соответствия? Появляется масса вопросов, на которые сегодня нет ответа.


Законодательство позволяет нам предусмотреть в договоре условия передачи модели, определить контрольные процедуры для контроля качества модели и так далее. Но проблема немного в другом. В случае возникновения конфликтной ситуации не на что опираться с точки зрения права.

Если изучить систему стандартов и правил, которая существует в области информационного моделирования, то ни технический регламент о безопасности, ни перечень документов обязательного применения не содержат требований к информационному моделированию. Есть лишь крайне хаотичный и ограниченный по тематике состав ГОСТ и СП, которые висят в перечне добровольного применения. 

Руководящие документы Ростехнадзора, промышленной безопасности тоже умалчивают об этом. Возможно в каких-то корпорациях есть стандарты организации, касающиеся требований к информационному моделированию, но не все же работают в этих корпорациях. ЕСИМ тоже пока находится в подвешенном состоянии и говорить по этому поводу что-либо рано.


Итоги


  1. Ведение информационной модели не оказывает никакого влияния на технологические и административные процессы, которые происходят на каждом из этапов жизненного цикла строительства.
  2. Наличие модели не является основополагающим фактором для ввода объекта в эксплуатацию.
  3. Информационная модель не является предметом внимания контролирующих органов. Но зачем тогда ее создавать, если ответственность наступает?
  4. Процессы контроля, учета, а также документооборот дублируются. Это, в свою очередь, может серьёзно увеличить затраты на некоторых этапах строительства.
  5. Выходит, что права нам дали, а обязанностей не предусмотрели.
  6. Как минимум потому, что есть определенная свобода действий при освоении технологий информационного моделирования и их применению на практике, накоплению опыта, положительного и отрицательного и его распространения в широких массах инженеров-строителей.
Цифровизация BIM