ПОРТАЛ О ЦИФРОВИЗАЦИИ НЕДВИЖИМОСТИ
DIGITAL DEVELOPER
Подпишитесь на рассылку о PropTech
Чтобы одним из первых узнавать о новостях, исследованиях, кейсах и интересных фактах о буднях цифровизации в России и мире.
Хотите высказаться? Напишите нам
Присылайте свои статьи и колонки для размещения на портале Digital Developer нам на почту hello@digitaldeveloper.ru
Журнал о PropTech

Преимущества и сложности перехода на BIM: Алексей Мазинг об опыте внедрения BIM, выборе ПО и дорожной карте развития

Алексей Мазинг – BIM-менеджер AAG – крупного инвестиционно-строительного холдинга, специализирующегося на строительстве жилья в Санкт-Петербурге и области в сегменте бизнес- и премиум-классов.

BIM-Cluster поговорил с экспертом об опыте внедрения и дорожной карте развития BIM в AAG, выборе ПО и эффекте его применения. Подробнее читайте в интервью. 

— Расскажите о своем пути в BIM.


Я начинал как BIM-мастер, пока учился на магистратуре. После окончания университета совмещал должности архитектора и BIM-менеджера в проектной компании, когда, работая над пилотным BIM-проектом для ГК Инград, заинтересовался темой BIM-процессов в составе технического заказчика и застройщика.

Также преподавал Autodesk Revit и AutoCAD в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете, своей альма-матер, и преподавал/внедрял BIM на базе международного научно-образовательного центра Autodesk ИТМО.

В 2019 году я пришел в Инвестиционно-строительный холдинг AAG в качестве BIM-координатора для внедрения BIM-процессов во внутреннем генпроектировщике A-Architects. На тот момент компания проводила пилотный проект внедрения. В последующем компания сделала ставку на внешних проектировщиков, и я перешел на должность BIM-менеджера. В ходе пилотного проекта мы начали оценивать плюсы и после сформировали дорожную карту. С тех пор я занимаюсь внедрением и развитием всех BIM-процессов в холдинге AAG.

Я работаю с BIM более семи лет и имею разноплановый опыт: от обучения до моделирования и разработки дорожной карты внедрения, развития BIM-процессов в проектной группе, техническом заказчике и застройщике. 

— Почему в AAG появилась потребность в переходе на BIM-технологии? Какие задачи перед вами стояли?


Переход на BIM – это, прежде всего, общемировой тренд. Мы стремимся к тестированию и использованию инновационных подходов, и BIM, безусловно, таковым является.

Если говорить о потребностях, перед нами стояла задача раньше начинать считать объемы, поэтому на стадии концепции внедряем формирование модели. Также мы хотели корректнее считать объемы, свести разницу в подсчетах на стадии П и на стадии Р.

В модели легче показать объемы и согласовать изменения с проектировщиком до стадии Р. Модель – это сформированная база знаний с актуальными изменениями по объекту и по работам на объекте, которую легко передавать, в том числе для руководителя проекта.

И, конечно же, нам была необходима среда общих данных. У девелоперов есть несколько департаментов, куда передается информация от генпроектировщика заказчику, затем в планово-экономический департамент, в маркетинговый, в отдел продаж и дальше, поэтому информация может много где потеряться. 

С СОД же данные верифицированы, изменения актуальны и вся информация хранится в одном месте. Не требуется никаких пересылок по почте или хранения на облачных дисках. Внедрение СОД максимально упростило взаимодействие между департаментами.

Вы упомянули дорожную карту развития: какие этапы в неё входят и какие из них вы уже реализовали?


Мы разделили путь, который хотим закрыть цифровизацией, на шесть условных процессов:

  • формирование данных по определенным требованиям – EIR;
  • контроль соблюдения информационных требований Заказчика – EIR
 (1. проверка детализации элементов моделей – LOD; 2. проверка информационного наполнения моделей – LOI; 3. проверка пересечений);
  • выгрузка объемов и формирование бюджета, сметы;
  • график производства работ;
  • тендер подрядчиков и поставщиков;
  • выполнение работ, контроль качества, сроков и стоимости.

Первые три этапа мы уже закрыли c внедрением BIM.

По каким критериям вы выбирали ПО для закрытия этих пунктов? 


Требовался инструмент с обширным функционалом: возможность взаимодействия с текущей СОД , автоматизированная проверка модели на соответствие информационным требованиям заказчика, выгрузка ведомости объемов работ, оценка стоимости и формирование сметы, закрытие КС, возможность мониторинга.

Мы рассматривали около восьми решений, все они имели свои узкие места. Например, не у всех решений была возможность работы с классификатором на стороне застройщика. Сейчас для меня очевидно, что эффективнее нашего экономиста-сметчика проект не рассчитает никто. Поэтому ключевой, на этом этапе внедрения, для меня стала задача предоставить специалисту максимально удобный и функциональный инструмент.

Поэтому мы решили искать такое ПО, которое бы позволило выгружать объемы с необходимой детализацией и привязками внутри заказчика. 

Поиски оптимального решения привели нас в Tangl. Из обсуждения с директором BIM-Cluster (компании-разработчика Tangl) Андреем Белькевичем стало понятно, какие пункты нашей дорожной карты платформа может закрыть.

Расскажите подробнее об опыте использования Tangl.


Сотрудничество с Tangl началось с проведения первичного обучения функционалу в августе 2021 года. Дальше мы начали загружать модели и подсчитывать. Перед нами стояла цель по автоматизированной выгрузке объемов, привязанных к кодам классификатора.

Для этого мы использовали следующий функционал Tangl Value:
  1. привязки, точность и простота которых зависят от корректного заполнения параметров элементов модели;
  2. формулы подсчета объемов позиций;
  3. просмотр результата в 3D при выгрузке;
  4. возможность указывать стоимость позиции классификатора в свойствах позиции.

В процессе работы мы поняли, что нам не хватает глубины классификаторов, где-то надо было корректировать наши информационные требования. Была проведена большая работа с EIR – мы внесли дополнительные параметры, а часть параметров заменили. Были сформированы требования к системам инженерного оборудования (ИОС). 

В процессе работы в Tangl Value мы выделили для себя ряд преимуществ. В сервисе удобно отслеживать изменения в проекте сразу в объемах и стоимости, так как привязки остаются те же, просто делается отчет по новой модели. Возможность указывать стоимость позиции классификатора позволяет считать общую стоимость объекта, которую потом удобно сравнивать со сметной стоимостью от подрядчиков. Стоимость объекта можно получать обобщенную как для первоначального составления бюджета по первым вариациям моделей, так и более подробную по каждому элементу для проведения тендера.

Детализация, которая возможна в Tangl Value, существенно сократила наше время для получения необходимой информации. Благодаря сервису мы сформировали требования к модели через призму того, какой механизм выгрузки объемов используется в Value.

Мы приняли инструмент в повседневную работу и сейчас у нас два пилотных проекта в Tangl.

Давайте поговорим о классификаторе, который существовал еще на этапе подбора ПО. Расскажете, зачем девелоперу коммерческий классификатор? В чем выгода его использования? 


Классификатор дает возможность более детальной выгрузки для бюджетирования в разных форматах. 

Первоначально наш классификатор предназначался для бюджетирования на весь холдинг. Часть позиций не была сделана, а нам был необходим классификатор глубже пятого уровня детализации, поэтому пришлось его дорабатывать, так как именно детализация отличает назначение классификатора. Требовался классификатор для использования в модели, а не только для укрупненного бюджетирования.

Еще на первом пилотном проекте мы начали путь с того, что просили внутреннего проектировщика, а потом и внешнего, заполнять коды классификатора в отдельные параметры внутри модели. Пришлось вводить много дополнительных позиций, чтобы закрыть элементы в модели. Это вызывало целый ряд проблем: от скорости до корректности. К примеру, на одну только модель АР были запросы до недели на параметризацию, а еще на согласование новых кодов на элементы, которые не были ранее учтены в классификаторе. У нас не типовое строительство, каждый объект уникален.

Возможно, за время использования Tangl Value вы оценили практическую выгоду от автоматизированного подсчета объемов. Расскажите о таком опыте на примере одного кейса.


Мы получили модель в соответствии с информационными требованиями и загрузили ее в Tangl Value. Специалист по подсчету выявила разницу в 10% между тем, какие объёмы модели передал проектировщик, и тем, какие объёмы выгрузил Tangl Value.

Возможно, это произошло из-за разницы в спецификации и детализации элементов или из-за разных методов подсчета, мог банально сработать человеческий фактор и какой-то элемент остался не подсчитанным — может быть большое количество вопросов, в которых мы расходимся. 

Эту проблему решает Tangl Value – автоматизированная проверка объёмов в стадии П через модель, а не вручную через 2D-документацию, позволяет точнее рассчитать объёмы.

Также следует рассказать о кейсе по расчету и разнице от 2D к 3D. Только на одном виде работ – кладка, мы получили 15% разницы за счет точности объемов в модели и возможности специалисту работать напрямую с моделью и производить выборку под свои требования.

Расскажите, как изменились процессы внутри компании после внедрения BIM?


Раньше у нас не было возможности работать с BIM-моделями и классификатором внутри, из-за этого наш сметчик считал объёмы в 2D. 

Теперь изменилась сама структура: есть рабочая группа на каждый объект, в каждой есть сметчик, который работает в Tangl Value. Мы приблизили модель к РП, можно сразу видеть все актуальные изменения, не просчитывать объемы заново по 2D и не проверять коды классификатора.

Естественно, не обошлось без сложностей в перестроении процессов внутри департаментов и обучении сотрудников. Остановились на варианте, когда у нас есть отдельный сотрудник, отвечающий за выгрузку объемов, который отлично влился в понятный функционал Tangl Value.

Свои трудности есть и в работе с проектировщиками. Мы стремимся к тому, чтобы считать объемы не по окончании стадии, а по пакетам: не когда проектировщик говорит вам, что все параметры будут заполняться в конце работ, а когда передача происходит по этапам, под конкретные нужды заказчика — актуализацию бюджета, тендеры. Я называю это тендерными или проектными пакетами, корни которых уходят в понятие прогрессивного пакетирования работ. Основная цель – повышение точности прогнозирования стоимости строительства в проценте от затрат до 10% в краткосрочной и до 5% в среднесрочной перспективе.

Какие еще дальнейшие шаги в развитии BIM вы видите для AAG? 


Tangl позволяет настроить автоматизированную привязку моделей. В рамках первого пилота мы проделали работу по созданию привязок, сейчас в работе второй проект, для выгрузки объемов из которого нам уже потребуется сделать меньше привязок. В основном это будет ощущаться в КР.

Мы не типовой застройщик, у нас проекты с разными фасадами и архитектурными решениями, поэтому могут появиться элементы с уникальными параметрами, для которых потребуются новые привязки, но это маленький процент. На основе этого, возможно, доработаем классификатор. 

И, конечно, стремимся двигаться в сторону закрытия всех пунктов дорожной карты, о которой я говорил ранее. В целях входящего контроля на этапе приемки модели от проектировщика планируем протестировать сервис Tangl Control. 

Таким образом, этапы проверки модели, корректной выгрузки объемов и произведения расчета стоимости мы в той или иной мере прошли, поэтому следующим шагом  важно ко всему перечисленному привязать время, то есть отслеживать мониторинг и формировать график, чтобы оптимизировать процесс работы с моделью.

Дальше идет этап стройконтроля — использование ПО для мониторинга и актирования выполненных работ, контроль качества проекта и сроков. 




Платформа Tangl разработана в 2020 году компанией BIM-Cluster  – командой экспертов с опытом внедрения BIM-технологий в коммерческих и муниципальных заказчиков. 

Tangl – это экосистема сервисов, работающих как вместе, так и самостоятельно. В 2021 году вышел сервис Value для подсчета объемных и количественных характеристик из модели и расчета смет. В апреле 2022 года вышел Control – сервис контроля качества проекта. Следующими шагами в развитии платформы планируются Eval – сервис  для инвестиционной оценки строительства и Site – сервис для контроля качества. 



Хотите рассказать о своем решении, технологии или мнении о цифровых трендах в отрасли? Напишите нам на hello@digitaldeveloper.ru.
Цифровизация BIM Строительство