Журнал о PropTech

Студенты или роботы-собаки? Новые кадры для РосСтройКонтроля

Счет федеральных бюджетных средств, направленных в стройку, давно перешел на триллионы рублей, количество строящихся объектов постоянно растет. В этих условиях контроль за строительством становится не просто сопутствующей функцией, а ключевой задачей федеральных структур. И поэтому растут ряды РосСтройКонтроля, а на службу в него в ближайшее время придут не только лучшие выпускники строительных вузов, но и роботы-собаки.
О текущей работе и долгих перспективах мы беседуем с генеральным директором ФБУ «РосСтройКонтроль» Владимиром Щербининым:

— Владимир Станиславович, мы традиционно встречаемся с Вами в разгар строительного сезона, перед Днем строителя. Как строилась работа РосСтройКонтроля в 2022-2023 года? Какие новые масштабные проекты пришли под ваше крыло?

— Если говорить о масштабе, то он у нас в охвате и количестве объектов: никто не работает на таком объеме территории, задач, заказчиков-контрагентов, как мы. На сегодняшний день РосСтройКонтроль присутствует в 82 регионах России и обеспечивает строительный контроль на 1226 объектах капитального строительства. Есть множество объектов социальной и городской инфраструктуры, в том числе школ, медучреждений и детских садов, строящихся по различным федеральным проектам и программам. Есть и интересные объекты, такие как набережные в Комсомольске-на-Амуре, Саратове, Тольятти, которые призваны изменить внешний облик городов и повысить их привлекательность для проживания. На всех этих объектах мы выходим на строительный контроль как единственный исполнитель этой услуги. Суммарно это 360 млрд рублей годового плана государственных капвложений. Так что работа идет практически круглосуточно, во всех часовых поясах России. Работать нам точно «не скучно».

Кроме того, 26 апреля вышло постановление правительства России №667, которое обязало регионы, получающие субсидии из федерального бюджета, заключать с РосСтройКонтролем договоры строительного контроля при строительстве своих объектов по программам, включенным в комплексную госпрограмму «Строительство». Мы сразу же включились в эту работу. В этом году нам в безусловном порядке поставлена задача взять под контроль все вновь начинаемые и все переходящие объекты со сроком завершения в 2024-2025 гг. А со следующего года полный объем региональных и муниципальных объектов, которые финансируются через Минздрав, Минспорт, Минпросвещения, Минкульт, Минсельхоз России и другие ГРБС, должен перейти под наш строительный контроль.

Так что задача и объемы работы для нас по сравнению с 2022 годом удваиваются, и если раньше мы общались в регионе с министерством строительства и ЖКХ, то сейчас у нас появились региональные минэкономики, минздравы, минкульты – те самые профильные органы власти, с которыми нам предстоит работать и которые курируют эти программы.

— Каковы первые впечатления от такой работы?

— Нам сложно, для них неожиданно, но при этом коллеги из региональных министерств строительства им говорят: ничего не бойтесь, все хорошо работает! Да, были люди, которые поначалу боялись нашего вхождения в региональную стройку, а теперь, наоборот: хорошо, что ты пришел! Поэтому мы надеемся, что опыт предыдущих лет даст нам в следующем году возможность развернуться по-настоящему.

— Получается, что теперь у вас под контролем еще более разнообразные объекты – от больницы до сельского ФАПа и пунктов водозабора?

— Да, объектов много и все они разные! Но сказать, что появилось то, что мы никогда не делали, я не могу. Все нам знакомо. Может быть, для какого-то конкретного инспектора какой-то объект будет в новинку, но техническая поддержка нашего центрального офиса настолько сильна, что любой инспектор очень быстро получает необходимую информацию для того, чтобы спокойно работать по специфике объекта.

— То есть, ваши методики по проведению строительного контроля, цифровая платформа, «светофоры» настолько универсальны, что они позволяют контролировать любой объект любой специфики?

— Да, мы с вами уже обсуждали на предыдущих встречах, что для нас было главным создание единого подхода к организации строительного контроля для любого объекта в любом регионе России. И мы сегодня совершенно спокойно масштабируем наши наработки на новые объекты и территории.

Влияет только одно – большой дефицит профессиональных кадров. И тут мы делаем ставку на молодежь, развернули еще более масштабную работу со всеми ведущими строительными вузами страны, заключили с ними соглашения и в этом году ожидаем порядка 200 студентов на практику по всей России. При этом мы не просто обучаем ребят практическим навыкам – мы для себя определяем, кто из них нам интересен как будущий профессионал, берем этих студентов на заметку, сопровождаем их до получения диплома и в перспективе предлагаем работу в структурах РосСтройКонтроля – как в региональных представительствах, так и в центральном офисе. Для нас это крайне важная работа, мы уделяем очень большое внимание молодежи, потому что есть шанс подготовить специалистов на современном уровне и под наши требования.

И знаете, все молодежь ругают, а мы видим, что ругать ее не за что. Большинство из них, попадая на стройку, работают с большим энтузиазмом, пробуют, ищут знания. А для нас это помощь: студенты работают как наши полноценные сотрудники в качестве помощников инспекторов строительного контроля и выполняют те же задачи, только без права подписания документов о выполненной работе. Более того, получив знания и опыт на практике, они гораздо легче осваивают последующие предметы и курсы и растут гораздо быстрее как профессионалы, чем те студенты, которые таких навыков и знаний не получили. Как правило, мы берем на практику студентов 3 курса, которые буквально через год получают дипломы и могут начать полноценно работать. Но мы делаем исключения в особых случаях, когда к нам рвутся ребята младших курсов. Где-то уже даже пошло соревнование между вузами.

— Соревнуются за возможность проходить у вас практику?

— Именно так! Особенно это видно, когда студенты из НИУ МГСУ хотят проходить практику у себя дома, например, в Нижнем Новгороде, но там готовы выйти на практику уже студенты из местного ННГАСУ! Так что даже пришлось устанавливать квоты в регионах, каких студентов из каких вузов и в каком количестве мы берем. Конечно, мы отдаем приоритет регионам и отметили, что не все студенты рвутся в Москву, большинство из них хотят остаться работать дома.

— Видимо, им просто нужно дать перспективу и хорошую работу…

— Конечно! Кроме того, мы стимулировали и заинтересовали наших инспекторов, чтобы студенты не были нагрузкой: за работу со студентами установили дополнительные стимулирующие надбавки, включили эту работу в КРI инспектора. И если какому-то инспектору студенты не достались, то они даже обижаются! То есть мы видим заинтересованность наших сотрудников, и они не воспринимают эту работу как повинность.

Мы также начали заключать договоры с непрофильными вузами. Например, нам нужны специалисты по геодезии, которых готовит МИИГАиК. Уже есть студенты, которые пришли к нам на практику, и даже выпускники вуза, которые работают в нашем центральном офисе.

Сегодня с учетом тех современных и высокоточных приборов, которые есть на вооружении ФБУ, нам нужны молодые заинтересованные профессионалы. И с учетом роста количества объектов мы добавляем и добавляем спрос на этих специалистов.

— Но к этим новым специалистам нужна новая материальная база – дополнительное оборудование, техника и так далее. Как вы это решаете в условиях санкций?

— Закупка новых компьютеров, планшетов труда не составляет, это уже обыденность. На беспилотники мы подали заказ в Минстрой России и ждем поставки, но беспилотник без оборудования – это просто «летающая машинка», важно то, чем его дооснастили и какое программное обеспечение используется для работы. Вот этим мы как раз сейчас плотно занимаемся, недавно ездили в Китай на выставки робототехники и строительной техники. Многие вещи впечатляют, Китай здесь шагает семимильными шагами. Например, есть беспилотник, который летает в тоннелях под землей. Ему задается программа, маршрут, а для формирования цифровой копии объекта применяются новые технологии 3D-моделирования. Мы сейчас думаем, как это можно применять на наших объектах.

Кроме того, в Китае разрабатывают очень много разных интересных приборов именно по неразрушающему контролю за строительством – для нас это тоже актуально. Также прорабатывается вопрос применения роботов-собак для строительного контроля. Мы понимаем, как она должна работать на стройке. На сегодняшний день у всех производителей собака предназначена для контроля за эксплуатацией уже готового объекта, за измерительными приборами, манометрами, утечкой жидкостей – особенно там, где агрессивная среда и человеку появляться нельзя. Нам же интересен именно процесс строительства.

Сегодня Китай – один из ведущих производителей роботов-собак, и мы делаем упор на закупку всего высокотехнологичного оборудования именно с китайского рынка. Конечно, для того, чтобы это работало в России, нужно налаживать не только поставку, но и сертификацию этого оборудования. Это должны быть официальные продукты, которые соответствуют стандартам РФ. Работа предстоит большая, небыстрая, но мы стараемся заглянуть в послезавтрашний день и сейчас отрабатываем технические задания, чтобы собака была правильно запрограммирована и могла в условиях стройки выполнить все поставленные задачи.

— Понятно, что не на каждой стройке такие роботы-собаки нужны. Где вы их собираетесь применять?

— На самом деле, это могут быть любые объекты. Наибольшая эффективность – это технически сложные объекты. Собака может ходить по лестницам, в разных условиях, ее не пугает строительный мусор, высота, узкие проходы. И сейчас мы можем с уверенностью сказать, что это не просто игрушка, а инструмент строительного контроля. Не секрет, что при приемке работ как по объемам, так и по качеству и соответствию документации есть очень важный и сложно контролируемый человеческий фактор. Собака с навесным оборудованием, проходя по объекту, полностью исключает субъективизм и не допускает искажений. Конечно, исключить человека из процесса приемки нельзя – он должен привести собаку на объект, задать ей маршрут, но пройдя по объекту, уже робот не даст человеку ошибиться при приемке работ.

Применение таких технологий позволит автоматизировать рутинную работу и почти полностью исключить человеческий фактор при измерениях, обезопасив специалиста при работе в сложных условиях.

— С таким оборудованием, такой техникой молодежь должна стремиться к вам!

— Конечно, современные приборы делают всю работу намного быстрее, они стыкуются с GPS, точность сканирования невероятная, все передается в цифре сразу на компьютер. Но приборами нужно уметь пользоваться и управлять, и сегодняшняя молодежь ко всем этим современным гаджетам адаптируется намного быстрее.

— Вы забираете из институтов лучших – а кто же пойдет работать на стройки?

— Знаете, мы не собираем краснодипломников. На самом деле вчерашний троечник может быть блестящим управленцем, а отличник – никудышным специалистом, который умеет только что-то вычислять по формулам. Мы в своей работе ищем студентов, которые попали в профессию не случайно, хотят развиваться, узнавать новое. И в общении инспектора с практикантом всегда видно, хочет студент найти новые знания, просит добавить работу или ждет окончания рабочей смены.

Те, кто убегают – не наши коллеги, а те, у кого горят глаза – это наши кадры. И это не обязательно отличники – любой отличник может просто потеряться на стройке. И фундаментальные знания не всегда применимы в реальной жизни. Поэтому мы не делаем ставку на отличников, но прилежание в учебе – это хороший фактор, который дает преимущество при отборе студентов. Это стимул для ребят учиться лучше, чтобы попасть в крупную организацию сначала на практику, а потом и на работу.

Сегодня у нас трудится более 1000 человек по всей России, и это не предел, особенно с учетом тех объектов, которые нам передают в этом и следующем году. Так что нам постоянно нужны новые люди.

— Как же вы будете искать на такие объемы специалистов в регионах? Их ведь и так не хватает…

— Банальным переманиванием мы, конечно, не занимаемся, но человек ищет, где лучше, а сарафанное радио работает гораздо эффективнее любой рекламы, и люди к нам идут. У нас основная задача – минимизировать количество кадровых ошибок при приеме на работу. Большое внимание уделяем отбору, тестированию как на профессиональные, так и на человеческие качества - наши сотрудники должны подходить для такой коррупционно опасной должности как инспектор строительного контроля.

— То есть, желание дать взятку вашему инспектору все же остается? Или подрядчики уже поняли, что бесполезно?

— У нас на каждой новой стройке появляется новый подрядчик, который еще не знает, что это делать бесполезно, так что все равно пробуют и, думаю, будут пробовать. Но, к сожалению для них и к счастью для нас, эти попытки безуспешны. Инспекторы понимают, какое пристальное наблюдение за их работой идет со стороны центрального офиса, в том числе проводятся тесты на полиграфе. Кроме того, налажено абсолютно плотное взаимодействие нашего управления безопасности с региональными силовиками.

Поэтому количество «брака» в кадровой работе небольшое. Мы скорее страдаем от того, что стали кадровой кузницей, откуда инспекторы уходят на повышение, на руководящие должности вплоть до региональных министров. Есть случаи, когда их переманивают более мощные корпорации, такие как Газпром, Роснефть, где уровень зарплаты выше, чем у нас. Конкурировать сложно, но есть к чему стремиться.

— Судя по последним правительственным решениям, поле вашей деятельности расширяется, а количество объектов и программ стремительно увеличивается. РосСтройКонтроль также берет на себя функции технического заказчика на ряде объектов – чем это вызвано?

— Во многих регионах, работая с муниципальными заказчиками, мы столкнулись с тем, что количество специалистов и их уровень подготовки явно недостаточный. У нас часто спрашивают, можем ли мы тот или иной сложный объект взять как технический заказчик? Мы в принципе готовы, был бы спрос.

Кроме того, сарафанное радио очень хорошо работает, все видят результаты работы РосСтройКонтроля – она ведется честно и профессионально, и у коммерческих застройщиков также есть спрос на эту функцию. У нас подписаны уже первые договоры, в том числе на строительство гостиницы в Якутии по линии «Туризм.РФ», в рамках которых мы будем выполнять функции технического заказчика и в последующем – строительного контроля. Могу сказать только одно: нам доверяют.

Источник: Агентство новостей «Строительный бизнес».
Новости