Журнал о PropTech

Как цифровизация принесла заводу СИБУР 11 млрд рублей

Цифровая трансформация меняет все на своем пути, в том числе предприятия и производства. Современный завод — это сложное технологическое производство, роботизированные процессы, «озера данных» и глубокая аналитика. Представители завода СИБУР рассказали, как предприятия меняются уже сегодня, останется ли на них место человеку и какие люди будут нужны на заводах будущего.

Заводы без людей. Ну почти


Сегодня часто можно встретить прогнозы о будущем вытеснении людей машинами. Есть даже такое выражение — «lights-out factory». Так описывают полностью автоматизированные фабрики, на которых можно не включать свет, потому что роботы прекрасно работают и в темноте. Построить такой завод будущего пробовал, например, Илон Маск — линия Tesla 3 была самой роботизированной на планете. Однако быстро стало очевидно, что сложные роботы замедляют процесс, а не ускоряют его, и предприниматель признал, что недооценил людей.


Заводы будущего, скорее, малолюдны, а не безлюдны. И дело не в том, что роботы все-таки вытеснят людей, просто часть задач станет возможно выполнять удаленно. В СИБУРе, например, уже работает удаленный центр диагностики и мониторинга. Он расположен в Москве, а его специалисты следят за 120 производственными установками на семи других ключевых предприятиях группы. Более того, сейчас СИБУР строит свой завод будущего на Дальнем Востоке — Амурский газохимический комплекс. Вполне вероятен сценарий, при котором управлять им будет оператор из Тюменской области, сидя в удаленной диспетчерской.

Гендиректор СИБУР Диджитал Алиса Мельникова считает, что будущее — за бионическими организациями. На них люди и машины — партнеры.


Многие сегодня говорят не о роботах, а о коботах (collaborative robots) — машинах, которые не заменяют человека, а помогают ему. Как итог — рабочее место сохраняется, а сотрудник получает более интересную задачу.

Например, пару лет назад СИБУР успешно ввел дрон-сервис для мониторинга технологического оборудования. Если раньше сотрудники на своих двоих ходили вдоль трубопроводов по жаре и морозу, то теперь они переквалифицировались в операторов дронов и следят за порядком с воздуха.

ИИ можно отдать рутинные и опасные операции. Но не все решения на производстве можно принять автоматически. Там, где есть вариативность и множество факторов, которые важно учесть, без человека не обойтись.

Data, data и еще раз data


Заводы будущего принимают решения на основе данных. Подход «мой дед так делал» давно перестал работать. Предприятия повышают свою эффективность за счет эффективной работы с данными: собирают их, очищают, следят за качеством, анализируют и интерпретируют. Все это позволяет оптимизировать производственные процессы, обеспечить их непрерывность и сэкономить деньги. Много денег.

Например, в 2021 году цифровизация принесла СИБУРу 11 миллиардов рублей.


Среди прочего СИБУР активно использует анализ данных для предсказания цен. Специалисты компании создали более 60 моделей, которые, используя данные за последние несколько лет, прогнозируют котировки на продукты компании на разных рынках. Раньше маркетологи тратили несколько дней, чтобы составить 60–70 прогнозов, а данные собирали вручную. Сейчас несколько сотен котировок пересчитываются автоматически, а прогноз стал более точным.


Данных не бывает много. В СИБУРе умеют анализировать данные по сквозной цепочке создания продукта: В «озеро данных» СИБУРа попадают не только внутренние данные компании, но и данные ее клиентов — других заводов, которые делают из продукции СИБУРа конечные товары (автозапчасти, трубы, пленки и т. д.). Таким образом, СИБУР может вырабатывать рекомендации еще и для оптимизации работы партнеров. Например, анализ данных помог уменьшить обрывность пленки одного из партнеров-производителей в десять раз.

Никуда без IT


Влияние информационных технологий на рынок труда очевидно, и кадровая трансформация неизбежна. Предприятия все больше погружаются в «цифру». Уже можно наблюдать, как растет спрос на технологические навыки. Профессия рабочего перестает ассоциироваться исключительно с физическом трудом. В дальнейшем в требованиях к потенциальным сотрудникам усилится фокус на IT-компетенциях. На заводе будущего токарь превратится в программиста станков с ЧПУ, а экономист или HR — в специалиста по автоматизации бизнес-процессов.


Речь не идет о переобучении. Проходчику в шахте или горновому доменной печи необязательно бежать и записываться на курсы программирования, достаточно получить базовые представления о сфере IT, чтобы говорить с айтишниками на одном языке. Менять или не менять специализацию — личное дело, но освоить определенные цифровые инструменты точно понадобится. Однако переживать из-за этого ни к чему.

Предприятия, идущие в ногу с цифровой трансформацией, сами занимаются обучением и переобучением персонала. Например, СИБУР регулярно проводит для сотрудников курсы по повышению IT-грамотности, а также обучает внутренних специалистов цифровым ролям (product owner, frontend-разработчик, backend-разработчик и другие).

Всего около 50 ролей уже «оцифровано».


Продолжит расти и запрос на универсальных сотрудников, способных быстро переключаться между смежными задачами. А по мере цифровизации появляются и новые профессии, например координатор роботов, инженер цифровых двойников, менеджер умной фабрики и другие.

Напоследок стоит сказать, что завод будущего — это не какая-то конечная точка в жизненном пути предприятия. Такой точки, конечно, вообще быть не может. Завод будущего — история про активное внедрение современных технологий. Они всегда будут развиваться, а вместе с ними — компании и бизнес.

Источник
Цифровизация