Американский президент Джо Байден заявил, что США и их союзники намерены ввести против России жесткие санкции, среди которых может оказаться запрет на импорт высокотехнологичной продукции в Россию. Интерфакс писал какие санкции ожидать в сфере IT.
Мы спросили у отраслевых экспертов, как именно введение технологических санкций может отразиться на российском девелопменте.
Санкционные прогнозы
Возможные экспортные ограничения могут предусматривать запрет на поставки микросхем, компьютеров, потребительской электроники из Америки, что сильно ударит по развитию искусственного интеллекта.
Япония планирует ограничить экспорт передовых технологий в РФ, связанных с искусственным интеллектом и робототехникой, включая полупроводники.
Европа также готова поддержать технологические санкции — ограничения затронут энергетический сектор и высокие технологии.
Вместо запрета возможно введение лицензий на каждую поставку. Частные компании могут сами вводить ограничения для российских поставщиков из-за репутационных рисков.
По прогнозам, со значительными проблемами столкнется отрасль информационных технологий из-за ограничений на поставки софта и технической поддержки.
Уже сейчас для российских пользователей начали отключать приложения.
Как введение технологических санкций может отразиться на производстве российских цифровых решений?
«В первую очередь пострадают стартапы, которые не вышли на окупаемость и работают за счет инвестиций иностранных инвесторов. Также пострадают компании, которые делают проект не только для РФ, но и для международного рынка.
Если санкции затронут облачные сервера, такие как Amazon и Google- то мы будем лишены того технологического прогресса, который есть заграницей», — Андрей Тигранян, коммерческий директор компании Altec Systems.
«Ситуация в целом должна будет благоприятствовать российским разработчикам программного обеспечения. Многие компании будут вынуждены перейти с зарубежных аналогов на отечественные продукты. В целом импортозамещение получит дополнительный импульс реального спроса со стороны заказчиков.
При переходе с одного программного продукта на другой неизбежно возникнут непредвиденные моменты, которые приведут к доработке текущих решений под реальные запросы клиентов. Мы получим много интересных кейсов по цифровизации, новых фич и интересных решений.
Мы как производитель российских цифровых решений для строительства уже готовы предложить решения, которые позволят облегчить переход на отечественные программы либо изначально начать путь цифровизации без влияния потенциальных ограничений», — Борис Хапачев, генеральный директор ООО Проптех.
«Начиная с 2014 года череда санкций раунд за раундом показывала зависимость ряда российских отраслей не только от иностранного капитала, но и от технологий, оборудования и программного обеспечения.
Вектор на импортозамещение дал свои результаты и на протяжении последних восьми лет мы можем наблюдать качественный рост отечественного ПО. Это ложка меда… Что касается внешнего давления: разработка становится все дороже и дороже — из-за растущего курса валют, за которые приобретается софт для разработки, более дорогого и, к сожалению, менее функционального российского хостинга, из-за роста зарплат специалистов, которых станет еще меньше, а спрос на них продолжит расти.
В такой обстановке технологические санкции могут повлиять на сроки и качество исполнения договоров», — Тимофей Татаринов, генеральный директор компании «Мобильные решения для строительства», председатель Комитета Российского Союза строителей по цифровизации в сфере строительства и проектирования.
«С точки зрения цифровых решений Россия довольна уникальна — свой поисковый гигант (Яндекс), свои соцсети (VK). Эта особенность есть и в других цифровых нишах — своя ERP (1C), свои CRM (amoCRM и Битрикс24).
Разработчики сервисов уже испытывают ограничения при выборе средств разработки ПО, так как для включения в реестр российского ПО есть ряд правил, что можно использовать, а что нет.
Поэтому технологические санкции могут усложнить производство ПО в узкоспециализированных нишах, где нет возможности заменить используемые средства разработки на открытые/доступные аналоги. Исходя и задач, которые решаем для клиентов, рисков именно в этом не видим», — Дмитрий Севостьянов, директор digital-агентства Ремарк.
Каких технологий может лишиться девелопмент?
«В первую очередь в девелопменте влияние от технологических санкций будет испытывать процесс проектирования. На текущий момент этот этап является наиболее чувствительным, так как большинство компаний используют зарубежный проприетарный софт. Однако на рынке уже есть отечественные решения, спрос на которые в случае невозможности использования текущего ПО возрастет в разы.
Отмечу, что девелоперы-клиенты компании PropTech Group, не лишиться ни доступа в систему, ни своих данных в случае введения технологических ограничений.
Наше решение развернуто на российских серверах, использует только open source, соответственно функционально работа пользователей в экосистеме PropTech. OnLine не изменится при введении ограничительных мер. Мы видим лишь один аспект — для клиентов нашей компании потенциально может потребоваться регистрация и предоставление доступов с других почтовых адресов, если санкции затронут зарубежные почтовые сервисы (например, если почтовые сервера Gоogle будут недоступны на территории РФ).
Отрасль строительства традиционно считается наименее продвинутой с точки зрения внедрения информационных технологий. Данный аспект может сыграть на руку компаниям строительного рынка — ведь не придется переходить с одного программного продукта на другой, а изначально выбрать продукт, разработанный в России», — Борис Хапачев, генеральный директор ООО Проптех.
«Ситуация нестабильна, но на сегодняшний день речи о том, что девелопмент лишится каких-то технологий не идет. Санкции прошлись по другим отраслям экономики.
Что мы точно можем наблюдать — это значительный рост цен. Зарубежные вендоры повышают стоимость на свои продукты в среднем на 30%, а если прибавить к этому волатильность рубля к доллару, то уже в первой половине года мы можем столкнуться минимум с 50%-м повышением стоимости зарубежного ПО в пересчете на рубли. При том, что отечественные разработчики не грешат такими серьезными «играми в ценообразование», даже наоборот — всегда стараются быть в диалоге с клиентами.
Отдельно стоит отметить различные меры государственной поддержки, которые позволяют покупать отечественное программное обеспечение с 50% скидкой.
В ближайшем будущем выбор у клиента все же останется, можно будет покупать и зарубежное программное обеспечение и российское, но соотношение цена-качество с каждым годом будет все больше не в пользу первого», — Тимофей Татаринов, генеральный директор компании «Мобильные решения для строительства», председатель Комитета Российского Союза строителей по цифровизации в сфере строительства и проектирования.
«Мы работаем с процессами маркетинга и продажами. Здесь самый большой риск — рекламные технологии. Facebook/Instagram, Google/YouTube ключевые площадки на которые девелоперы тратят рекламные бюджеты. Достаточно рассматривать не запрет самих площадок, а запрет работы с российскими рекламодателями», — Дмитрий Севостьянов, директор digital-агентства Ремарк.
Насколько большой ущерб будет нанесен компаниям-интеграторам?
«Ответ на данный вопрос будет зависеть от того, на какую отрасль работают эти компании.
Для сохранения того же уровня доходов, интеграторам придется искать замену зарубежным технологическим решениям, применяемым в отраслях, на которые наложены санкции. Скорее всего, не во всех случаях это будет выполнимо.
Интеграторам придется либо отказываться от контрактов, либо разрабатывать аналоги самостоятельно, что повлечет за собой увеличение сроков исполнения договоров и менее рентабельные контракты.
Но даже в «незапрещенных» отраслях промышленности интеграторы вместе со своими клиентами могут столкнуться с потерей контакта с мировым вендором — обратная связь и запросы от пользователей будут рассматриваться в самом низком приоритете или не будут рассматриваться вовсе.
Зарубежные разработчики ПО и их акционеры просто не будут рассматривать Россию как один из перспективных рынков и начнут закрывать свои представительства и постепенно прекращать оказывать поддержку», — Тимофей Татаринов, генеральный директор компании «Мобильные решения для строительства», председатель Комитета Российского Союза строителей по цифровизации в сфере строительства и проектирования.
«Наибольшее влияние потенциальные санкции окажут на компании, являющиеся партнерами вендоров зарубежного программного обеспечения. Для них ограничения поставят под сомнения возможность полноценной работы на российском рынке.
Интеграторы же российского программного обеспечения получат возможность ускорения процессов внедрения и будут нарасхват, ведь останавливать работу никто не планирует, возвращаться к бумаге там, где все уже цифровизировано тем более, а менять программные продукты будет необходимо в кратчайшие сроки. Это потребует увеличения человеческих ресурсов и оптимизации бизнес-процессов внутри компаний-внедренцев.
От формирования интереса и потребности в воронке мы сразу перейдем на новый уровень — к покупке отечественных решений. И тот, кто справится с возросшим спросом,сможет увеличить свою долю рынка и занять лидирующие позиции», — Борис Хапачев, генеральный директор ООО Проптех.
«Кризис — это окно возможностей. Для российских IT-компаний с учетом поддержки нашего государства», — Андрей Тигранян, коммерческий директор компании Altec Systems.
Россия готова к импортозамещению?
«Скорее да. По нашим данным, в РФ сейчас не менее 700 proptech-компаний, почти 500 из них мы собрали в своей Proptech-карте в прошлом году.
Конечно, застройщикам придется формировать переход на отечественное ПО. Это ведет к дополнительным внедренческим рискам и затратам, о которых меньше всего хочется переживать в условиях снижения покупательской способности и растущих издержках. Со стороны девелопмента это вынужденные расходы.
Интерес к новым технологиям может снизиться, так как все силы и ресурсы будут брошены на изменение инфраструктуры.
Для proptech-компаний и разработчиков ситуация двоякая. С одной стороны, это возможность усилить позиции за счет импортозамещения, с другой — многие сильные IT-компании ориентированы на международный рынок и они пострадают от санкций.
В зоне риска компании, технологии которых зависят от импортных комплектующих. Проблем в сложившейся ситуации безусловно больше, чем возможностей», — Артем Лесников, директор по маркетингу Profitbase.
Хотите поделиться своим мнением? Напишите на hello@digitaldeveloper.ru или e.timofeeva@digitaldeveloper.ru.
Больше о технологиях в недвижимости:
Цифровые тренды 2022 по версии Traceair
Как региональный девелопер задает тренды цифровой трансформации: интервью Голос Девелопмент & Altec Systems
На Российской строительной неделе пройдет самая большая конференция по цифровизации девелопмента
Недвижимость в метавселенных: зачем она нужна, кто ее продает и можно ли на ней заработать