Журнал о PropTech

Цифровизацию строительства обсудили на ИННОПРОМ

DigitalDeveloper собрал мнение инсайдеров на панельной дискуссии от 100+ TehnoBuild «Информационные технологии в строительной отрасли», которая состоялась на площадке ИННОПРОМ.

Во время дискуссии спикеры обсудили перспективы цифровизации российского строительства после ухода зарубежного софта; вопросы подготовки кадров для работы с информационным моделированием; выполнение государственных строительных заказов с использованием BIM.

Спикерами выступили: 

  • заместитель министра строительства и инфраструктуры Свердловской области Антон Шафаростов;
  • руководитель BIM-отдела Стройтэкпроект Игорь Томорзин;
  • технический директор BIM-Cluster Александр Волков;
  • директор ИнПАД Виктор Сальников;
  • заместитель директора по развитию бизнеса на Урале Renga Software Максим Терентьев.



Внедрять или не внедрять? И как внедрять?

Вопросы использования технологий информационного моделирования обсуждаются уже давно. Вместе с тем, Минстрой недавно подписал документ об отсрочке использования 3D-моделей на госстройках до марта 2023 года. Обязательное использование BIM для проектировщиков по государственным строительным контрактам переносят уже четвертый год подряд. Какое развитие ждет BIM-отрасль в российском строительстве?

Антон Шафаростов:


— Внедрение BIM можно стимулировать только деньгами - выделять большее финансирование для проектов, в которых используется информационное моделирование. Это запросто перекроет все расходы. Другой вопрос - использование BIM эффективно там, где идет постоянный процесс строительства. В небольшом городе, где стройка ведется раз в 5 лет, компетенции по BIM вырасти просто не могут.

Игорь Томорзин:


— На первом этапе внедрения BIM проектную организацию ждет просадка производительности по сравнению с CAD-системами. Этот период нужно просто пережить, чтобы в итоге предложить заказчику качественно иной проект: более точную документацию, исчезновение проблем с коллизиями. Заказчики, уже знакомые с проектами, основанными на технологии информационного моделирования, уже не могут от этого отказаться и сразу закладывают стоимость в контракт. Они понимают, что, потратив больше денег на этапе проектирования, они в разы сэкономят на этапе стройки. 

Александр Волков:


— При внедрении BIM нужно опираться не только на требования, прописанные в Сводах правил (СП), но и на здравый смысл. Закладывая завышенные требования в техническое задание, нужно понимать две момента: требования могут оказаться невыполнимыми ввиду отсутствия необходимого инструментария у текущей версии ПО; реализация требований влечет за собой большую затрату ресурсов. Переписывать Своды правил не всегда корректно, сейчас они не раскрывают всю полноту потребностей заказчиков. Что нужно заказчику? В первую очередь —сметы, чтобы рассчитать стоимость проекта. Если мы будем действовать в соответствии с СП 333, используя метрики которые там прописаны, то мы не получим смету. Требования СП необходимо интерпретировать в рамках технического задания, исходя из задач заказчиков.

Виктор Сальников:


— Стоимость проекта с использованием информационной модели на порядок выше: требуется более высокая квалификация инженеров, штат обслуживания, включая менеджеров и координаторов. Это является неким стоп-фактором развития BIM, в том числе, при выполнении госзаказа.


Кадровый вопрос


Антон Шафаростов:


— У нас хорошо развит пласт обучения проектировщиков, которые выпускаются из вузов, владеют САПРами и могут собирать информационные модели. Но необходимо, чтобы на уровне заказчика тоже было понимание технологии. Самый проблемный уровень - это эксплуатация, здесь нет никакого понимания BIM.

Виктор Сальников:


— Количество студентов, которые сейчас проходят обучение по информационному моделированию, все еще недостаточно. Проектные организации уже сейчас испытывают кадровый голод, а с учетом демографической ситуации в течение 5-10 лет станет еще хуже - просто физически не будет нужного количества специалистов. Необходимо повышение престижа профессии, ее популяризация среди студентов.


Кто лучше: инженер, умеющий работать с BIM или BIM-специалист, умеющий иногда быть инженером?



Игорь Томорзин: 


— Сложно найти готового качественного проектировщика, владеющего BIM-технологиями, обычно специалист владеет какой-то одной компетенцией, потом обучается второй.

Максим Терентьев:


— Нельзя уходить от инженерного образования в сторону сугубо айтишного. Безусловно, у инженера должно быть понимание технологии информационного моделирования. С этой задачей, насколько я могу судить по уральским вузам, сейчас образовательная программа справляется. 

Виктор Сальников:


— Компании всегда интереснее получить инженера, который готов обучаться работе в специфической программе, чем узконаправленного сотрудника, умеющего работать с программой, но который не может принять ни одного инженерного решения. С учетом текущих событий, одной ПО сменит другое, а квалификация инженера при этом никуда не уходит.



Случится ли массовый переход на российский софт?


Эта часть сессии получилась самой дискуссионной: мнения спикеров разошлись. Виктор Сальников заявил, что на данный момент полноценной замены импортному ПО на российском рынке нет:

— Аналогов западного софта российские разработчики пока не могут предоставить: отстают показатели скорости, качества. Другая проблема - стоимость российских решений моментально стала сопоставима со стоимостью импортных программ. Существенного стимула переходить на российский софт нет.

При этом Игорь Томорзин сообщил, что Стройтэкпроект уже давно пользуется отечественным ПО, которое было выбрано компанией именно благодаря достойному функционалу по низкой стоимости:

— При выборе софта мы оцениваем его технические возможности, стоимость и нашу прибыль. Мы перешли на российский продукт в 2017 году и продолжаем им пользоваться: функционал документооборота внедрен между проектной компанией и строительной.

Максим Терентьев высказал мнение как представитель крупнейшей компании-разработчика ПО, связанного с BIM:

— Это может звучать неожиданно, но для нас как разработчиков изменилось немногое: мы действуем не в соответствии с геополитическими событиями, а в соответствии с собственной стратегией развития. Никаких кардинальных изменений здесь не предвидится. Это же касается и стоимости продуктов, она планово повышается с учетом инфляции. Резкого удорожания у нас не произошло. Со стороны заказчиков внимания стало сильно больше: часть их них отбросила предубеждения и открыла для себя функциональность российского ПО. 
В целом, российский девелопмент сейчас находится на неплохом уровне цифровизации: автоматизировано множество внутренних процессов, существующие решения успешно закрывают классические потребности девелоперов.
Цифровизация Новости