ПОРТАЛ О ЦИФРОВИЗАЦИИ НЕДВИЖИМОСТИ
DIGITAL DEVELOPER
Подпишитесь на рассылку о PropTech
Чтобы одним из первых узнавать о новостях, исследованиях, кейсах и интересных фактах о буднях цифровизации в России и мире.
Журнал о PropTech

Старый «новый» стройконтроль

В начале июля стартовали публичные обсуждения проекта Постановления Правительства РФ, который, по заверению властей, предусматривает конкретизацию мероприятий при проведении строительного контроля и цифровизацию документов по итогам этой процедуры. Рынок ждал эти изменения больше 10 лет. Или, он их так и не дождался?

Не хотите читать? Смотрите видеоверсию на канале Сергея Должникова

Сегодня основными документами, определяющими порядок проведения строительного контроля являются:

- Градостроительный кодекс, ст. 53
- Постановление Правительства РФ № 468 от 2010 года
- СП 48.13330-2019 «Организация строительства», в ч. 9.1 Строительный контроль.

Градостроительный кодекс вводит основное понятие строительного контроля, его сферу деятельности, определяет основных участников процесса строительного контроля, а также укрупнённый порядок взаимодействия между участниками на разных этапах строительства объекта.

Постановление Правительства №468 определяет перечень основных действий на объекте, которые должен осуществлять подрядчик и заказчик в процессе строительного контроля. Кроме того, к постановлению есть приложение, определяющее нормативы расходов заказчика на строительный контроль. 

Но жить ему осталось не долго, скоро вступит в действие положение статьи 8.3 Градостроительного кодекса «Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности», которое определяет иной порядок расчёта стоимости строительного контроля.


СП 48 «Организация строительства» относится к документам добровольного применения, о которых мы рассказывали в одном из прошлых выпусков. Документ достаточно подробно и структурировано описывает перечень конкретных действий, которые должны осуществлять строители в процессе строительного контроля — от действий подрядчика, до подписания необходимых актов, приведённых в качестве приложений к СП 48.

Тут ещё хочется вспомнить о технологических картах и схемах операционного контроля, благодаря которым специалисты на объекте осуществляют строительный контроль. Стоит признать, что часть карт и схем действительно устарели, технологии ушли вперёд. Рынку прежде всего хотелось бы увидеть изменения именно на уровне работы линейного персонала, учесть новые технологии строительного контроля и работу с перспективными материалами и оборудованием.

Вспомнив всё это и погрузившись в контекст происходящего, рассмотрим, какие важные изменения и революционные новшества подготовило для нас Министерство строительства в новом проекте Правил проведения строительного контроля.

Ссылки на документы 


Постановление №468
Проект постановления

На первый взгляд, объем документа по сравнению 468 постановлением увеличился, как минимум на количество пунктов. Но прочитав документ полностью, меня не покидало ощущение, что я всё это где-то уже видел.

Чтобы не быть голословным, мы с коллегами провели сравнительный анализ между проектом Правил, Постановлением 468 и СП 48.13330.2019 «Организация строительства». Полную версию документа вы найдёте по ссылке в описании ролика, далее же будут приводиться самые яркие примеры «революционности» новых Правил.

На что сразу хочется обратить внимание — проект Правил представляет ничто иное, как очень тщательно и старательно переписанный один из разделов —  часть 9.1 СП 48 «Организация строительства». Сравните вот эти строчки документов: 


Определения немного разные, но суть та же. Смотрим далее:


Тоже самое, просто написано другими словами. Опять никакой принципиальной разницы.


В предыдущем примере авторы документа хотя бы попытались написать что-то от себя, но в этом пункте даже заморачиваться не стали. Скопировали и просто вставили. Честно говоря, это вызывает некоторое чувство разочарования.

При просмотре комментариев к новости о начале публичного обсуждения новых правил в области работы стройконтроля, складывается впечатление, что министерство подготовило что-то принципиально новое, закрывающее множество не решённых проблем.


Это же впечатление подкреплялось комментарием заместителя министра строительства Сергеем Музыченко в статье на сайте минстроя: 

«Большая часть участников строительного процесса и рынка сходится во мнении, что правила проведения строительного контроля уже устарели. Они не менялись больше 10 лет и не позволяют осуществлять процедуру эффективно. Для решения этой проблемы требуется их актуализация с учётом особенностей современных процессов в строительстве».

Может и правда что-то революционное есть? Хотя бы новые средства стройконтроля и аэрофотосъёмка? 


Увы, но нет. Например, тот же самый аэрофотомониторинг и средства автоматизированного контроля, это тоже находится в составе СП 48. Правда, эти нововведения были внесены недавно, в 2020 году, но тем не менее, им не один день.

Есть ещё один момент для разочарования. В социальных сетях и профессиональных группах коллеги обсуждают новый проект правил проведения строительного контроля и не было замечено ни от кого ни одного слова о том, что новые правила — это аналог существующего свода правил. Что же получается, что люди, которые являются субъектами профессиональной деятельности в области строительства, в том числе к строительному контролю который относится, они никогда не читали этот свод правил?

А  цифровизация? Без всякого сарказма и иронии с ней всё хорошо. Наконец-то, у нас теперь в НПА будет закреплена усиленная электронная цифровая подпись инженера строительного контроля.


Но, при этом, проект правил предусматривает возможность составления актов на бумажном носителе в 2-х экземплярах. То же самое касается и исполнительной документации. Ведение исполнительной документации по решению застройщика или технического заказчика осуществляется на бумажном носителе. Или в форме электронных документов. А эта тема связана с многострадальным xml-форматом, о котором мы поговорим в новом выпуске. Пока все не так просто.

Мы также обратили внимание на публичное обсуждение проекта ведомственного приказа Минстроя о составе и порядке ведения исполнительной документации при строительстве. Стало интересно, в тексте приказа используется такой же «копирайтерский» подход к написанию или нет?

Мы вновь сравнили проект приказа и СП 48, но уже часть 9.2, касающуюся исполнительной документации. Во-первых, состав исполнительной документации принципиально не изменился, он в точности соответствует тому, который приведен в Своде правил.


Во-вторых, то, что в СП называется «иными документами», отражающими фактическое исполнение проектных решений — в проекте приказа именуется «Ведомостью объемов работ в случае отсутствия комплекта рабочих чертежей с надписями о соответствии выполненных в натуре работ». 

В-третьих, добавлен новый вид акта – «Акт освидетельствования строительных конструкций, устранение недостатков в которых невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения». 

Получается довольно странная картина. С одной стороны — вся революция и инновационность в области стройконтроля, которую ждали больше 10 лет, сводится к банальному переписыванию СП 48 и дублированию его функций в виде нормативно-правового акта.


Но с другой стороны, благодаря этим действиям стройконтроль из разряда «добровольного применения» переходит в разряд применения  обязательного. И недобросовестным исполнителям будет уже сложнее отвертеться от стройконтроля на объекте. 

Строительство