Журнал о PropTech

«Применение BIM позволило нам максимально повысить качество проектов». Интервью с Тимофеем Лютомским, руководителем отдела информационного моделирования компании PIONEER

Тимофей Лютомский рассказал DigitalDeveloper о том, как применяется технология информационного моделирования в компании, какое ПО закрывает основные потребности застройщика и как готовят таких специалистов для российских девелоперских компаний.

— Расскажите, какие BIM-решения вы сейчас используете?

— Большое количество задач мы закрываем с помощью отечественного ПО. Мы используем tangl value для расчета объёмов и работы с данными по модели. Сейчас мы достаем из модели объёмы в той детализации, которая в ней заложена, но двигаемся к тому, чтобы сразу через этот инструмент выгружать из модели ту детализацию, которая нужна сметчикам.

Для атрибутивных проверок модели мы используем Signal tools, а для строительного контроля – «Техзор». Это решение мы впервые внедрили на пилотном проекте квартала LIFE-Варшавская и масштабируем на все текущие стройки, например HIGH LIFE. Поскольку это единая платформа, то все участники процесса строительства – от руководства до подрядчиков – видят всю картину целиком.

Сейчас мы тестируем еще одно отечественное решение – Impulse. Это ПО с помощью нейросети классифицирует модель. Мы используем его перед импортом моделей в tangl.

В плане общих данных мы остались на зарубежном софте – BIM360. В этом сегменте функционал российских решений пока не соответствует нашим потребностям. Но уже сейчас на рынке есть несколько активно развивающихся продуктов, которые совсем скоро могут стать полноценной заменой иностранному софту.

— Как компания пришла к тому, чтобы использовать технологию информационного моделирования, и с чего все начиналось?

— Начиналось все достаточно давно, в 2017 году. С 2017 по 2021 год компания постепенно развивала BIM, накапливала собственную экспертизу. Затем в команде PIONEER появилась потребность в штатном квалифицированном специалисте, ответственном за внедрение и продвижение технологии на уровне всей структуры – этим направлением сегодня занимаюсь я.

С появлением внутреннего центра компетенций работа по внедрению BIM ускорилась, появилась возможность добавлять новые сервисы, проверять точность моделей и т.д.

Еще одним важным структурным решением стало отделение BIM-направления от основного IT-блока компании и его переход в структуру строительного департамента. Информационное моделирование имеет свою специфику, его нельзя просто передать в работу IT-отделу и ждать, что он как-нибудь сам разберется. Все-таки BIM напрямую связан с инжинирингом и проектированием, это отдельная область технологий.

— Хочется затронуть проблему нехватки квалифицированных кадров в BIM-сегменте. Компания PIONEER уже столкнулась с этой проблемой? Какой на ваш взгляд оптимальный путь решения?

— Кадровый вопрос мы решили, пойдя по пути самостоятельного обучения и развития перспективных сотрудников. Когда в компании появилась потребность в расширении штата в BIM-сфере, к нам на практику были приглашены студенты из МГСУ, которые закончили первый год магистратуры по направлению информационного моделирования. Практика прошла очень продуктивно, ребята показали отличные результаты, и мы решили их трудоустроить. Для нас это было отличным решением: сочетание энергичности, желания получать новые знания и развиваться совпало с готовностью других специалистов и руководителей их обучать и поддерживать. Так у нас появились молодые компетентные BIM-специалисты.

«BIM напрямую связан с инжинирингом и проектированием, это отдельная область технологий»


Глобально о кадровом дефиците в этой сфере говорят уже третий год. Когда BIM начали более-менее массово внедрять и появилась инициатива обязательного применения технологии в госсекторе, оказалось, что на рынке действительно не хватает кадров. Но ситуация постепенно меняется к лучшему: появляются новые образовательные программы, идет повышение квалификации и внутренняя подготовка кадров в компаниях. На мой взгляд, на рынке сейчас достаточно молодых специалистов, которые хорошо мотивированы, ответственны и способны эффективно работать с информацией.

Сейчас мы наблюдаем проблему нехватки именно опытных кадров среди преподавателей. Дело даже не в том, что практики не хотят учить молодежь, на это просто не хватает времени, потому что они целиком посвящают себя рабочим проектам. Поэтому основная ответственность пока лежит на компаниях-работодателях – дать качественное дальнейшее обучение начинающим специалистам.

— Вы сейчас занимаетесь внутренним образованием BIM-команды? У вас есть какие-то учебные программы?

— Как таковой учебной программы у нас нет, но есть выделенное время, которое мы посвящаем проработке тех или иных проблем, возникающих в рабочем процессе. В небольшом коллективе нам проще индивидуально прорабатывать каждый вопрос. Полноценные учебные программы нужны, например, крупным проектным организациям и институтам.

— Квартал LIFE ВАРШАВСКАЯ стал пилотным проектом PIONEER, где применялся BIM?

— LIFE-Варшавская пережил много итераций развития BIM в компании, но да, всё началось именно с него. В 2017 году компания начала разрабатывать внутренние требования и внедрять в модели единый классификатор работ, но требования это достаточно гибкий инструмент, который постоянно меняется, когда появляются новые идеи о том, какие данные мы хотим получить из модели, или возникает новый запрос от бизнеса.

— Какие преимущества получает PIONEER, используя BIM?

— Применение BIM позволило нам комплексно улучшить качество проектов. Во-первых, за счет лучшей прогнозируемости результата, когда мы можем заранее в модели увидеть уточненный объем, проверить наше планирование на всех этапах, убедиться, что инженерные системы корректно разведены, а требования ТЗ выполняются во всём здании, а не только на чертежах.

«Сейчас мы наблюдаем проблему нехватки именно опытных кадров среди преподавателей. Дело даже не в том, что практики не хотят учить молодежь, на это просто не хватает времени, потому что они целиком посвящают себя рабочим проектам»


Во-вторых, создается единое информационное пространство, в котором могут взаимодействовать разные департаменты и участники проекта. Это значительно улучшает коммуникацию всех участников проекта.

В-третьих, за счет более качественной документации мы тратим меньше ресурсов на устранение ошибок на этапе стройки. При этом надо понимать, что такую документацию с дополнительными проверками получать обычно дольше, чем в классике. То есть, за счет использования BIM мы тратим больше времени на подготовку проекта. Однако это позволяет вносить все исправления на бумаге вместо ошибок проектирования уже на стройке.

— BIM – это дорого?

— Достаточно дорого, а теперь ещё и связано с дополнительными сложностями, поскольку затруднительно стало приобрести часть необходимого ПО для проверки и сопровождения информационного моделирования.

При этом главные затраты не профильные программы для информационного моделирования, а разработка связанных решений, нужных бизнесу для выполнения поставленных задач. Мы идем по пути подбора готовых решений. Если бизнес может подстроиться под “коробочные” решения, это, конечно, хорошая экономия, но требует определенной гибкости от компании.

— Как технологию информационного моделирования можно применять на стадии эксплуатации здания? У компании PIONEER есть подобный опыт?

— На примере LIFE-Варшавская у нас уже есть решенный кейс. У нас реализована смарт-диспетчерская на базе Iconics, которая собирает в себе огромное количество сигналов: слаботочные системы, управление лифтами, доступом, камерами – все это сведено в диспетчерскую, которая взаимодействует с привязанной трехмерной моделью здания.
В смарт-диспетчерской есть возможность открыть нужный этаж, открыть квартиру и посмотреть данные с любого устройства в системе и информацию о нём.

При этом нельзя назвать данное решение именно BIM-эксплуатацией, поскольку объекты системы не связаны напрямую с элементами модели, являющейся скорее графической средой подложкой. В то же время, наличие трехмерной модели в эксплуатации это существенное удорожание и усложнение, которое не всегда нужно в реальности; для службы эксплуатации подобный проект может быть неактуален, потому что все датчики и сигналы можно собирать на двухмерных схемах с тем же результатом.

«За счет использования BIM мы тратим больше времени на подготовку проекта. Однако это позволяет вносить все исправления на бумаге вместо ошибок проектирования уже на стройке»


Ещё один потенциально полезный кейс это отображение скрытых работ, но это гигантская работа по внесению дополнительных данных и обновление модели до эксплуатационной. Чтобы отразить раскладку кабельных линий в штробе или тёплого пола в стяжке, понадобится провести лазерное сканирование помещений с последующим занесением информации в модель. Теоретически такая возможность есть, но на практике игра не стоит свеч, если мерить балансом извлекаемой пользы к трудозатратам.

При этом сама по себе сборка исполнительной модели по результатам лазерного сканирования может быть весьма полезна для службы эксплуатации с точки зрения понимания фактического размещения всего инженерного оборудования и его отклонений от проекта, но данные работы эффективны на инженерно-сложных объектах, к которым редко можно отнести жильё.

Сейчас мы рассматриваем возможность применения решений по эксплуатации с привязкой к информационной модели для объектов коммерческой недвижимости, но и готовое решение по смарт-диспетчерской также должно получить развитие на наших новых проектах.
BIM