ПОРТАЛ О ЦИФРОВИЗАЦИИ НЕДВИЖИМОСТИ
DIGITAL DEVELOPER
Подпишитесь на рассылку о PropTech
Чтобы одним из первых узнавать о новостях, исследованиях, кейсах и интересных фактах о буднях цифровизации в России и мире.
Хотите высказаться? Напишите нам
Присылайте свои статьи и колонки для размещения на портале Digital Developer нам на почту hello@digitaldeveloper.ru
Журнал о PropTech

Как развивается рынок 3D-сервисов в недвижимости: интервью CEO digital-агентства ART3D Ивана Милашенко

Что такое архитектурный фильм? Чем 3D-визуализация отличается от VR-тура? Не пропадает ли у потенциального покупателя желание прийти в офис девелопера после того, как он уже посмотрел виртуальный объект?

Об этом мы поговорили с Иваном Милашенко, CEO digital-агентства по производству контента на базе компьютерной графики и серверных технологий ART3D.

Какие сценарии использования 3D-визуализации есть в сфере недвижимости?


Идеология 3D-графики различна, для каждого объекта существуют свои задачи. Мы отталкиваемся от стадии проекта, на которой находится объект и подбираем варианты реализации 3D-технологии.

Недвижимость как продукт делится на три типа: уже построенная, еще строящаяся (от стадии котлована до готового здания) и перспективная на уровне концепта.

1.Построенные объекты не нуждаются в 3D-визуализации. 3D-модель создается в том случае, если у проекта нет сформировавшегося ландшафта или рядом с объектом идет стройка.

2.Строящиеся объекты, как правило, имеют 3D-двойник, с которого создается имиджевая реклама и архитектурные фильмы, основанные на 3D-графике. Эти материалы применяются для рекламы объектов в интернете и офисах продаж.

3.Для подачи концепции будущих ЖК посредством 3D-визуализации создается эффектный образ объекта, здесь не так важно стопроцентное соответствие реальности, которое используется в офисах девелоперов как инструмент продаж, куда важнее красивая подача, вызывающая яркие эмоции у потенциального покупателя.

Какие решения для визуализации сейчас наиболее популярны среди застройщиков?


За последние 3 года популярность набирает архитектурный фильм. Это небольшой фрагмент из жизни человека, который он проживает в пока еще не существующем ЖК. В тренде сюжеты, построенные на человеческих ценностях в окружении красивой архитектуры.

Конечно, сценарии бывают разными. Например, сейчас мы создаем проект, в котором мы показываем город будущего. Там совершенно другая атмосфера: летают космические корабли, автомобили и мотоциклы, параллельно мы работаем со сценарием, в котором ночью под классическую музыку показываются здания с подсветкой, будто танцующие в огнях ночного города.

Еще один тренд — съемка с квадрокоптера с интеграцией 3D-зданий. В этом случае объект окружен исторически сложившимся ландшафтом, можно увидеть, как он вписывается в окружающее пространство, его архитектурный облик, виды из окон. Здание практически неотличимо от реального.

В чем различие 3D-визуализации и VR-тура?


В виртуальном туре вы можете осмотреться на 360 градусов, в отличие от постановочных кадров 3D-модели, проработанной только под определенные ракурсы, которые выбрал заказчик.

Чтобы создать по-настоящему интересный виртуальный тур, нужно проработать каждый метр территории, детально изобразить все элементы ЖК.

Расскажите, не пропадает ли у потенциального покупателя желание прийти в офис девелопера, т. к. фактически он уже побывал на объекте?


Виртуальный тур — это лишь дополнительный инструмент, который помогает детально ознакомиться с проектом, но никак не замена общению менеджера с покупателем. Если офис находится в шаговой доступности, VR вряд ли заменит его посещение.

Безусловно, когда объект находится слишком далеко от покупателя, внедрение VR дает застройщику преимущество: клиент может просмотреть локации строящегося объекта, планировочные решения, транспортную доступность и даже стоимость квадратного метра, однако посещение офиса для оформления сделки все равно никуда не денется.

С какими сложностями можно столкнуться в работе с VR-технологиями?


1.Гигиена человека во время использования очков виртуальной реальности.

Чтобы одними очками могли безопасно пользоваться разные люди, мы приобрели сменные мягкие подушки.

2.Потеря ориентации клиентов в виртуальном пространстве.

Иногда люди падают в очках, потому что не могли устоять на ногах, не было привязки к реальному миру.

3.Затраты времени на внесение изменений от заказчиков

При создании архитектурных проектов разработчики часто сталкиваются с тем, что на этапе создания 3D-модели объекта недвижимости и внутреннего окружения, архитекторы и заказчики вносят регулярные комментарии в проект, которые необходимо учитывать, дорабатывая 3D-модель. Это требует дополнительного времени.

За 10 лет мы разработали свою систему VR, которая позволяет нам оперативно вносить правки. Она не требует никакого дополнительного софта, открывается через веб-браузер с любого устройства и в любом месте, система была создана с учетом обратной связи от руководителей и менеджеров отдела продаж, которые находится в офисе, и от кураторов интернет-порталов.

4.Неудачные ракурсы

Минус VR в том, что человек — сам себе режиссер. Это как сходить в кино — вы приходите и вам показывают лучшие моменты, а неудачные дубли просто не попадают в кадр. Здесь то же самое. Зачастую в виртуальном туре девелопер заранее планирует сценарий, в соответствии с которым клиент будет осматривать объект, но когда человек один находится в виртуальном пространстве, он выстраивает собственные маршруты, которые не всегда презентуют проект с лучшей стороны.

Бывают и обратные случаи, когда сам проект не отличаются стилем, но картинка смотрится эффектно за счет исторической части города, которой он окружен.

Есть ли такие запросы от застройщиков, где 3D и VR-технологии не помогут решить конкретную задачу?


Да, есть. Например, мы делаем фотографию улицы в историческом центре и создаем только часть здания в 3D. Сама локация работает на это здание, на будущие продажи, поэтому необязательно делать всё полностью в 3D.

А может быть и другая ситуация. Например, у проекта сложная архитектура и для ее детального воссоздания необходимы месяцы работы, которых у заказчика нет. Тогда вместо 3D используются другие способы создания визуальной коммуникации.

От чего это зависит стоимость проекта по визуализации?


В нашей компании есть таблица, по которой мы рассчитываем стоимость проекта: учитываем время работы, интеграции, количество задействованных сотрудников.

Работа с чертежами по созданию геометрии здания и прилегающей территории, постоянное внесение корректировок, детальная проработка каждого квадратного метра, входных групп, лобби, интерьеров, ландшафтного дизайна — всё влияет на финальную стоимость проекта.

На стоимость также влияет наличие дополнительных технических визуализаций, например, 3D-анимации, с ее помощью можно посмотреть, как работает вентиляция, отопление, лифты, паркинги.

Не бывает простой архитектуры. Иногда качественно визуализировать панельный дом гораздо труднее, чем сложные архитектурные формы.

В регионах покупка недвижимости определяется бюджетом. Красивые рендеры, 3D и VR-туры не смогут заставить человека купить квартиру. Почему застройщики должны на них тратиться?


Если объект недвижимости находится в определенной ценовой категории, то какой бы 3D вы ни создали, это не поможет. Да, визуализация бывает очень яркой, но 3D является лишь дополнением к реальности.

У нас есть проекты в Екатеринбурге, Сочи, Риге, где считывается эмоция, атмосфера ЖК. Мы не считаем, что, создав качественное 3D, мы повышаем стоимость проекта.

Благодаря 3D мы всего лишь пытаемся донести, как объект будет выглядеть через несколько лет. Если кто-то этого не делает, ему, наверное, нечего показать и незачем тратить силы на 3D.

Совсем недавно ваша компания стала резидентом Сколково. Вы вошли в фонд с инновационным решением. Расскажите, какую потребность клиента закрывает продукт?


Да, мы стали резидентами Сколково в сентябре 2021 года. Мы представили продукт ART3D Multimedia Platform. Это запатентованная технология удаленного управления визуальным контентом.

Мы стали замечать, что люди все больше становятся интровертами. Им комфортнее самостоятельно изучить объект.

В основу платформы положено решение ART3D Media Space, благодаря ему, клиент через qr-код получает доступ ко всему контенту по проекту. Например, он может совершить виртуальную прогулку по парку, посмотреть местоположение метро.

Наша платформа предоставляет возможность ведения таких презентаций в разных городах, используя видео, 3D-анимацию, сочетание фотографий с рендерами. Это большое погружение над которым мы плотно работаем.

Сейчас платформа работает в офисах продаж на проектах Зиларт, Life-Варшавская, Glorax.

Как получилось, что вы сфокусировались именно на рынке недвижимости?


Еще в 1997 году, работая в архитектурном бюро, я начинал создавать компьютерные модели, 3D-двойники зданий, учился по учебникам Эрнста Нойферта и плотно работал с архитекторами.

Образование инженера искусственного интеллекта помогло мне овладеть компьютерной графикой и создавать серьезные проекты в 3D. В 2004 году я создал компанию по разработке 3D-контента для рынка недвижимости.

На каком этапе ваша компания подключается к проектам?


Как правило, проекты создаются минимум за четыре месяца до старта продаж. В среднем для хорошей работы должно пройти от полугода до года до старта продаж. В этот промежуток и отрабатываются различные технологии.

Какие специалисты работают в вашей команде?


Сейчас в составе нашей команды опытные 3D-визуализаторы, аниматоры, специалисты по постпродакшену, художники и дизайнеры, программисты и специалисты Big data.

Расскажите про любимый кейс в недвижимости


Сложный вопрос. Мы, как художники, любим проект на этапе его создания. Когда проект выходит в свет, его надо отпустить.

Самый знаковый и масштабный проект — это «Роза Хутор». В 3D было визуализировано 630 кв. км от реки Мзымта до гор Абхазии.

На основе созданной 3D-модели мы сделали архитектурный фильм о будущем горнолыжном курорте, который стал основой для презентации олимпийских трасс. Это была большая и очень интересная работа.

Что важнее в 3D: качество или эмоция? Или что-то еще?


В 3D важно получить проект в срок. 3D в недвижимости должно работать на результат — привлечение эффективных продаж и отложенного спроса.

Мы всегда выступаем за баланс между качеством и сроками. Слишком детализированный рендер не всегда идет на пользу проекту, он может занять очень много времени.

Для непроданных объектов, которые мы хотим иначе презентовать, мы делаем отдельный сайт и визуализации, раскрывающие его преимущества и потенциал.



На сайте компании вы можете найти много интересных кейсов архитектурной визуализации. Если хотите рассказать о своих проектах и решениях, пишите в нашу редакцию на hello@digitaldeveloper.ru.
Маркетинг и продажи