Журнал о PropTech

Основные ошибки в процессе внедрения цифровых решений и как их избежать

Цифровизация — главная тема строительной отрасли в 2024 году. С июля компании должны перейти на технологии информационного моделирования (BIM). Однако не все компании к этому готовы. Что мешает застройщикам, с какими ошибками они могут сталкиваться на пути внедрения и как преодолеть существующие барьеры, рассказывает сооснователь цифровой платформы для управления стройкой Pragmacore Кирилл Поляков.
С июля 2024 года российские девелоперы должны перейти на BIM-технологии — будут создавать «цифровых двойников» для архитектурных объектов. Соответствующее постановление в правительстве подписали 1 сентября. Массовое внедрение технологий планировалось еще в 2022 году, однако из-за геополитических катаклизмов зарубежные вендоры покинули российский рынок, и переход пришлось отложить.

BIM-технологии помогают планировать, проектировать и реализовать строительные проекты и упрощают взаимодействие команд. Ожидается, что они выведут отрасль на новый уровень, так как смогут повысить прозрачность рынка, оптимизировать все этапы строительства, снизить количество технических ошибок и обеспечить качественную эксплуатацию построек. Так, по оценкам экспертов, внедрение BIM может снизить количество ошибок при проектировании на 80% и повысить точность расчета объемов работ на 45%.

Однако не все компании готовы к переходу. Например, по оценкам директора ГБУ «Мосстройинформ» Юлии Куликовой, к ним относятся только около 20% девелоперов — в основном это крупные компании, которые давно применяют цифровые модели в своей работе.

Негативный опыт и дефицит знаний

Что мешает цифровизации отрасли? Среди самых распространенных проблем — разобщенность данных. Одни сотрудники

работают в таблицах Exel, другие — в системе 1С или ведет отчетность по фото в WhatsApp. Свести все это воедино требует больших ресурсов, что тормозит внедрение цифровых продуктов.

Мешает и нескоординированность действий отделов подразделений и высокая степень бюрократии: каждый хочет снять с себя ответственность и требует дополнительных согласований сверху. Кроме того, в отрасли нет единых требований к таким цифровым продуктам, что тормозит их закупку.

Другие барьеры — психологического характера. Руководители подразделений зачастую бойкотируют нововведения, опасаясь, что в процессе трансформации всплывут ошибки и проблемы, которые тщательно скрывались. К тому же многие не до конца понимают пользу цифровизации для бизнеса, не хотят тратить на это время, пытаясь потушить текущие пожары, либо не желают менять отлаженные внутренние процессы.

Кроме того, среди небольших компаний бытует мнение, что цифровизация нужна сильным и крупным игрокам. В действительности, зачастую малый бизнес больше готов к изменениям, так как в небольших компаниях нет сложной иерархии и бюрократических сложностей.

Наблюдается и обратная ситуация, когда участники рынка в погоне за трендами внедряют сразу несколько инструментов и быстро отказываются от них, так как, вопреки ожиданиями, работать становится сложнее. Это ведет к разочарованию цифровицией.

Мешают также высокие затраты на внедрение. По нашим подсчетам, построить с нуля систему обойдется минимум 75 млн рублей. Еще столько же может уйти на доработку платформы после внедрения. Многие фирмы убыточны и не могу позволить себе такие расходы: в приоритете — остаться на плаву. При этом технологические инструменты могли бы оптимизировать процессы. Например, после интеграции BIM себестоимость проектирования падает за счет сокращения сроков, а также автоматизации рутинных процессов. Внедрение таких технологий позволяет снизить сроки инвестиционной фазы проекта на 40%, а срок строительства — на 15–30%.

Что делать?

Как минимум, изменить отношение к цифровизации: воспринимать ее как к инвестиции, которая позволит качественно изменить работу всех структур и отделов компании и легче масштабировать бизнес в будущем.

В качестве экономии стоит также отказаться от идеи собственной системы в пользу готового решения, которое можно адаптировать под свои задачи. По нашим оценкам, ее внедрение обойдется почти в 30 раз дешевле, чем запуск продукта внутри фирмы с нуля, и не потребует найма разработчиков в штат.

При этом не стоит бросаться на все сразу: лучше подключать рабочие инструменты поэтапно, начиная с цифровизации наиболее приоритетных процессов. Таким образом можно избежать хаоса и быстрого разочарования к технологиях.

Нужно подготовиться к работе в долгую. Внедрение с учетом запуска пилота, обкатки системы цифровых инструментов может занимать до полутора лет. Из них, как минимум, от трех-четырех месяцев до полугода уходит на отладку системы и адаптацию ее под запросы компаний. Обучение сотрудников — еще один важный этап цифровизации бизнеса. На полноценное погружение в работу системы стоит заложить до месяца.

Все это время поставщикам технологий нужно плотно работать с клиентом: проводить аудит, адаптировать систему в случае проблем, отвечать на вопросы, терпеливо показывать разным сотрудникам, как работает система, и т.д. Многие вендоры внедряют свою систему в работу заказчика за несколько дней и не отслеживают дальнейшее использование решения, так как это требует дополнительных ресурсов. Это приводит к сбоям в работе и разочарованию строительного бизнеса в цифровых инструментах.

Безусловно, частота коммуникаций зависит от конкретной ситуации. Иногда достаточно общего трекинга задач и одной встречи в неделю, во время которой обсуждаются все сложности, проблемные места, вопросы. Но может потребоваться и более активная коммуникация: регулярные встречи с руководством, проведение нескольких тренингов для сотрудников и тд. К этому нужно быть готовым всем участникам процесса: как вендору, так и заказчику и его команде.
Цифровизация