Журнал о PropTech

3 главных изменения в строительном законодательстве от 1 сентября 2022

В предыдущих статьях неоднократно упоминалось про изменения, которые происходят в законодательстве и влияют на те или иные нормы и правила в сфере строительства. Мы собрали основные изменения в законодательстве по состоянию на 1 сентября 2022 года и готовы их обсудить. 

Некогда читать? Смотрите видео на канале Сергея Должникова

Начнём с Градостроительного кодекса РФ, Статьи 49.1 «Аттестация физических лиц на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий». Тема не сильно распространенная в информационном поле. Но было время, когда понятия «негосударственная экспертиза» не существовало как правового понятия. Однако, нашлись люди, которые эту идею смогли воплотить в виде внесения изменений в Градостроительный кодекс, в 2011 году в статье 49: «4.3. Негосударственная экспертиза проектной документации и (или) негосударственная экспертиза результатов инженерных изысканий проводятся юридическими лицами, соответствующими требованиям, установленным статьей 50 настоящего кодекса. (часть 4.3 введена Федеральным законом от 28.11.2011 N 337-ФЗ)».

Хорошая по сути идея, о включении в процесс экспертизы проектной документации специалистов из негосударственных учреждений. Которая руками же самих негосударственных экспертов была похоронена в зародыше.


Если кратко, то организации государственной экспертизы не желали, да и сейчас не желают видеть на своем поле каких-то конкурентов. Первым мощным ударом по институту негосударственной экспертизы стало то, что государственные экспертные учреждения стали оказывать услуги негосударственной экспертизы. Вы всё верно прочли. Это конечно не противоречит законодательству, но тем не менее есть ощущение легкого сюрреализма.

Сначала была создана ассоциация негосударственных экспертных организаций НОЭКС, но в противовес ей образовалась Ассоциация организаций государственной экспертизы АЭСП, которая сначала объединяла учреждения государственной экспертизы, но потом переформатировалась и стала объединением организаций как государственной, так и негосударственной экспертизы.

С течением времени в него были внесены разные дополнения, по факту монополизировавшие деятельность госэкспертизы. Стоит отметить, что фактов выдачи некачественных положительных заключений негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий за прошедшие годы было достаточно. Плюс, завуалированная продажа аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы.

С 1 сентября текущего года устанавливается порядок формирования и ведения государственного реестра юридических лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы. Важным здесь является то, что в этот реестр теперь вносится уникальный номер записи об аккредитации и дата внесения в него записи.

Почему? Это изменение касается и порядка получения разрешения на строительство. Ранее, в числе документов, которые прилагались к заявлению на получение разрешения на строительство была копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации. Это как раз для случая, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.


С 1 сентября вместо этого документа необходимо указывать уникальный номер записи об аккредитации юридического лица. 


Следующее изменение затронуло Статью 55.5-1 «Специалисты по организации инженерных изысканий, специалисты по организации архитектурно-строительного проектирования, специалисты по организации строительства». Здесь два аспекта, которых касаются нововведения. Первый — это независимая оценка квалификации, мы об этом рассказывали в одной из наших предыдущих статей.

Компании уже ломали голову, как они войдут в процесс независимой оценки квалификации и в какой ЦОК — центр оценки квалификации — обращаться? Потому что выяснилось, что необходимого количества ЦОКов, которые могут освоить гигантское количество инженеров, у которых в 2022 году заканчивается срок действия полученного в 2017 году свидетельства повышения квалификации — просто не существует. Уже приготовились наблюдать за тем, как они с этим справятся, но в конце июня вышел приказ Минстроя о переносе срока прохождения независимой оценки квалификации на 12 месяцев: «Приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 июня 2022 г. N 529/пр "О переносе сроков прохождения независимой оценки квалификации физического лица, претендующего на осуществление профессиональной деятельности по организации выполнения работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства"».

И срок вступления в силу этого приказа —1 сентября 2022 года. Не совсем понятно, а что делать тем, у кого закончился или заканчивается срок действия квалификационного удостоверения? В начале августа минстрой выпустил разъясняющее письмо от 8 августа 2022 г. №15895-ОГ/02, по этому вопросу, как обычно обговорив, что письмо не является нормативным документом. 

На первый взгляд, как я и предполагал, перенос независимой оценки квалификации не влечёт за собой каких-либо действий и можно обойтись тем же порядком, как мы делали это ранее, предоставив в национальные объединения для включения в реестр свидетельства о повышении квалификаций. Но, тем не менее, в тексте письма устанавливается дата, до которой возможно использовать или применять свидетельство о повышении квалификации. 

Это касается тех, сведения о ком уже включены в национальный реестр и произошло это до 31 августа 2022 года. Соответственно и обойтись без независимой оценки квалификации возможно только до 31-го августа для тех, кто уже включён в реестр. А что делать дальше, в течении 12 месяцев? На наш взгляд, инициаторы независимой оценки квалификации, как бы это помягче выразиться, сели в лужу, потому что центров оценки квалификации, на сегодняшний день чуть не многим более 20 и они явно не в состоянии переварить ту массу инженеров, которая нуждается в оценке квалификации. Таким образом Минстрой пытается как-то исправить эту ситуацию.

Из этого письма, как подчёркнуто в тексте, не являющегося нормативным документом, следует, что установлены некие нормативные сроки для разных категорий специалистов, которые включаются в национальный реестр. В этой ситуации ничего другого не остаётся, кроме как направить официальный запрос в адрес минстроя и национальных объединений, для того, чтобы получить ответ на то, что делать тем, у кого срок повышения квалификации заканчивается после 1-го сентября 2022 года. Им ждать 12 месяцев, пока стартует наконец независимая оценка квалификации или же решать проблему самостоятельно.

Далее, в той же статье подвергнуты редакции положения, касающиеся обязанностей специалистов по организации инженерных изысканий, проектирования и строительства. Причем, с даты внесения действовавших до 1 сентября положений не прошло и двух месяцев, предыдущие изменения были внесены 14 июля. Теперь в градкодексе закреплено, что специалистами по организации изысканий, проектирования и строительства является в том числе физическое лицо в должности главного инженера проекта, главного архитектора проекта, главного инженера проекта.


По обязанностям. К должностным обязанностям специалистов по организации изысканий и проектирования теперь не относятся подготовка заданий на проведение инженерных изысканий и заданий на проектирование. Только утверждение. Стоит отметить, что они же и будут готовить задания. Просто в новой редакции сделано уточнение, что эти обязанности выполняются в том числе этими же специалистами. Зачем эти изменения, ведь они по сути ничего не меняют? Вот еще один пример перестановки слов:


С обязанностями специалиста по организации строительства та же история.
То же уточнение, что в том числе в его обязанности входит то то и то то.
Видимо авторы новой редакции таким образом пытались выделить только важные, основные обязанности этого специалиста и по Градкодексу они все сводятся в приемочным процедурам и подписанию актов о приемке объекта, акта о соответствии, акта о подключении.

Все остальные трудовые функции упомянутых мною специалистов, согласно Градкодексу, теперь содержатся в профстандартах.


В целом, как нам кажется, но не претендуем на истину в последней инстанции — Градостроительный кодекс это масштабный документ, который не может меняться раз в полтора месяца, порождая хаос и правовую кашу. Как за этим возможно следить? Хочется напомнить, что этот документ существует не для того, чтобы исполнители разных поручений закрывали свои ключевые показатели эффективности.

Есть же примеры положительных изменений, например — снижение количества документов в исчерпывающем перечне документов, сведений и материалов «Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2021 г. N 2490 "Об утверждении исчерпывающего перечня документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных частями 3-7 статьи 5 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"».

Это изменение вступило в силу еще с 12 августа. И уменьшение на четверть количества документов, которые необходимы застройщику или техническому заказчику — это очень мощный шаг, результат которого значительно сокращает трудозатраты технического заказчика и сроки строительства.

Новости Строительство