Интерактивный виртуальный мир на наших глазах становится совершенным настолько, что полностью меняет матрицу потребления всех товаров и услуг. О том, как это отразится на рынке реальной недвижимости, рассуждает управляющий партнер девелоперской компании Touch Сергей Шиферсон. Будем ли мы через пару десятков лет, как в антиутопии «Первому игроку приготовиться» и многих подобных книгах и фильмах жить в домах-контейнерах, а все самое красивое и интересное будет происходить в виртуальном мире или же настоящая, комфортная жилая среда станет еще более востребованной?
Коммуникации в широком смысле слова стали в подавляющем большинстве виртуальными, что особенно усилила пандемия, которая сделала для нас привычным любое взаимодействие онлайн. Сегодня возможны совещания в виртуальном офисе, поход на виртуальный концерт, в музей или в магазин. Такие индустрии, как мода, финансы, путешествия, торговля, образование и культура осваиваются в метавселенных, привлекая туда все больше и больше капитала. Согласно исследованию британской компании Brandessence market research, проведенному в 2022 году, объём рынка недвижимости в метавселенной за период 2022-2028 увеличится до 31,2% (совокупный ежегодный темп роста).
Новые привычки вызвали такие серьезные поведенческие и культурные сдвиги, что наша жизнь безвозвратно изменилась и требует совершенно иного восприятия действительности. Разные отрасли экономики не могут игнорировать эту смену парадигм и к этому вызову пора готовиться и строительной отрасли, чтобы не отстать от нового витка эволюции. Вопрос только, как и в принципе зачем.
Новые привычки вызвали такие серьезные поведенческие и культурные сдвиги, что наша жизнь безвозвратно изменилась и требует совершенно иного восприятия действительности. Разные отрасли экономики не могут игнорировать эту смену парадигм и к этому вызову пора готовиться и строительной отрасли, чтобы не отстать от нового витка эволюции. Вопрос только, как и в принципе зачем.
«Футурологический девелопмент» в России делает первые шаги
С недавних пор российские девелоперы активно строят «экосистемы», объединяющие самые разные сервисы и бизнесы вокруг главного – реализации недвижимости – на базе цифровых технологий. Виртуальные туры по квартире или офису, геймификация процесса покупки, приложения дополненной реальности - этим, пожалуй, уже не удивишь искушенного покупателя и в России. Такие инструменты в той или иной степени используются большинством игроков отечественного рынка.
Единичные примеры попыток российских застройщиков выйти в метавселенные есть, но их буквально можно перечислить по пальцам одной руки. И это скорее маркетинговая история, нежели реальная экспозиция объектов недвижимости, какую нам обещают в скором будущем (или не скором).
Из примеров таких первооткрывателей можно упомянуть проект российского девелопера Hutton. Компания создала Hutton Metaverse- свое пространство в метавселенной, где объединяющей платформой служат космические и научные открытия человека. Здесь можно посетить интерактивные комнаты, увидеть инновационную архитектуру, левитирующие природные явления, ландшафтный парк с различными скульптурами и, конечно, посмотреть работы международных NFT-художников.
Также в конце прошлого года российский застройщик ГК ФСК провел цифровое мероприятие в метавселенной Spatial, где представил итоги работы. Компания создала свое цифровое пространство — двухэтажное здание с большой сценой, зонами ожидания и отдыха, а также галереей проектов, — с возможностью перехода на сайт девелопера. К слову, виртуальное представительство будет функционировать постоянно: сейчас оно используется для презентации проектов, а в будущем здесь начнут проводить другие мероприятия застройщика.
Единичные примеры попыток российских застройщиков выйти в метавселенные есть, но их буквально можно перечислить по пальцам одной руки. И это скорее маркетинговая история, нежели реальная экспозиция объектов недвижимости, какую нам обещают в скором будущем (или не скором).
Из примеров таких первооткрывателей можно упомянуть проект российского девелопера Hutton. Компания создала Hutton Metaverse- свое пространство в метавселенной, где объединяющей платформой служат космические и научные открытия человека. Здесь можно посетить интерактивные комнаты, увидеть инновационную архитектуру, левитирующие природные явления, ландшафтный парк с различными скульптурами и, конечно, посмотреть работы международных NFT-художников.
Также в конце прошлого года российский застройщик ГК ФСК провел цифровое мероприятие в метавселенной Spatial, где представил итоги работы. Компания создала свое цифровое пространство — двухэтажное здание с большой сценой, зонами ожидания и отдыха, а также галереей проектов, — с возможностью перехода на сайт девелопера. К слову, виртуальное представительство будет функционировать постоянно: сейчас оно используется для презентации проектов, а в будущем здесь начнут проводить другие мероприятия застройщика.
Однако это все-таки пока единичные примеры, из чего можно сделать вывод: российский девелопмент к метавселенным пока не готов. И я могу смело ответить, почему. Девелоперы в реальном мире немало вложились в опыт по созданию все более качественной жилой среды, чтобы совсем отказаться от собственных компетенций. И я не думаю, что людям с аватарами и токенами в цифровом банке, будет совсем уж все равно, в каком доме они живут.
Стоит ли «игра свеч»
Но даже более важным фактор полноценной интеграции застройщиков в метавселенные, конечно, - это экономическая выгода, а именно, получат ли они реальную прибыль от таких экспериментов.
С одной стороны, рынок недвижимости в метавселенных растет впечатляющими темпами. По подсчетам Vantage Market Research, американской консалтинговой компании, мировой рынок недвижимости Metaverse уже сейчас оценивается в 1 139,55 млн долларов в 2022 году и, по прогнозам, достигнет 15 698,24 млн долларов к 2030 году при среднегодовом темпе роста 38,80% в течение прогнозируемого периода. Более того, рост рынка метавселенных будет в ближайщие годы не менее 30% в год.
С другой стороны, несмотря на то, что в метавселенных экспонируются объекты недвижимости за миллионы долларов, назвать это рынком для большого числа потребителей в полной мере пока сложно. Покупают в метавселенных преимущество землю, причем гиганты из FMCG вроде Nike и Microsoft для своих магазинов и проведения мероприятий. Даже если учесть, что разработка самих объектов в виртуальной реальности стоит недорого, особенно относительно себестоимости “твердых” квадратных метров, цена виртуальных участков вполне себе имеет реальные шестизначные цифры. А найти покупателя на такие объекты довольно непросто с учетом ограниченности реального интереса. Пока недвжимость в метавселенных - это довольно высокорисковый и чисто инвестиционный проект наподобие истории с биткоинами.
С одной стороны, рынок недвижимости в метавселенных растет впечатляющими темпами. По подсчетам Vantage Market Research, американской консалтинговой компании, мировой рынок недвижимости Metaverse уже сейчас оценивается в 1 139,55 млн долларов в 2022 году и, по прогнозам, достигнет 15 698,24 млн долларов к 2030 году при среднегодовом темпе роста 38,80% в течение прогнозируемого периода. Более того, рост рынка метавселенных будет в ближайщие годы не менее 30% в год.
С другой стороны, несмотря на то, что в метавселенных экспонируются объекты недвижимости за миллионы долларов, назвать это рынком для большого числа потребителей в полной мере пока сложно. Покупают в метавселенных преимущество землю, причем гиганты из FMCG вроде Nike и Microsoft для своих магазинов и проведения мероприятий. Даже если учесть, что разработка самих объектов в виртуальной реальности стоит недорого, особенно относительно себестоимости “твердых” квадратных метров, цена виртуальных участков вполне себе имеет реальные шестизначные цифры. А найти покупателя на такие объекты довольно непросто с учетом ограниченности реального интереса. Пока недвжимость в метавселенных - это довольно высокорисковый и чисто инвестиционный проект наподобие истории с биткоинами.
Продавать «по-старинке» квартиры станет все сложней
Таким образом, мое убеждение, что девелоперы еще очень долго (на наш век точно хватит) будут по-прежнему строить (и продавать) большие дома в реальном мире, но все активней используя (по крайней мере для продвижения) новые технологии. Без них “подружиться” с поколением, выросшим с гаджетами в руках, будет просто невозможно. А именно они скоро станут экономически активными покупателями недвижимости.
Скорее всего, нам предстоит научиться более широко использовать технологии дополненной, смешанной и расширенной реальности - чем больше реальностей, тем богаче может быть палитра взаимодействия с покупателями и маркетинговые стратегии. Эту задачу большинство застройщиков начали успешно решать и значительно продвинулись на этом пути в пандемию.
Дальше – больше, можно не только дать покупателю максимально полное впечатление от его будущего жилья и района (создав цифровые двойники того и другого), но даже знакомить между собой соседей – вернее, их аватаров, - формируя таким образом виртуальное комьюнити.
Скорее всего, нам предстоит научиться более широко использовать технологии дополненной, смешанной и расширенной реальности - чем больше реальностей, тем богаче может быть палитра взаимодействия с покупателями и маркетинговые стратегии. Эту задачу большинство застройщиков начали успешно решать и значительно продвинулись на этом пути в пандемию.
Дальше – больше, можно не только дать покупателю максимально полное впечатление от его будущего жилья и района (создав цифровые двойники того и другого), но даже знакомить между собой соседей – вернее, их аватаров, - формируя таким образом виртуальное комьюнити.
Обратная сторона метавселенных для реальной недвижимости
Фильмы-антиутопии не случайно рисуют мир матрицы или города из контейнеров, в которых люди просто хранят свою физическую оболочку, чтобы жить полной жизнью в игровом мире, где они выглядят так, как хотят, благодаря цифровым аватарам. Но хотят ли люди жить в контейнерах в реальности и суперсовременном небоскребе в мета-вселенной? Кажется, что ответ очевиден.
Однако и игнорировать тренд на метавселенные невозможно, он так или иначе повлияет и на реальные квадратные метры жилья. Я прогнозирую, что и квартиры, и МОПы могут стать меньше, ведь мы все больше времени будем проводить в виртуальном, а не реальности пространстве. Но сами дома станут технически более продвинутыми и «умными», чтобы пользователям было удобно цифровое взаимодействие.
Не исключаю, что сам формат востребованной жилой и коммерческой недвижимости станет другим. Как бы ни хотелось представить людей, живущих на лоне природы вне мегаполисов и занятых творческой работой или исследованиями в виртуальном офисе или обучением в мета-университетах, скорее всего потребуется еще более плотная и концентрированная городская застройка ради более эффективной инфраструктуры и инженерии. Не случайно и в метавселенной растут города.
Резюмируя, я могу сказать, что мы готовимся к тому, что дома, которые мы будем проектировать лет через 10, будут отличаться от сегодняшних. Но я уверен, что ценность реального перед виртуальным только будет расти. Ведь не даром в конце книги “Первому игроку приготовиться” (одна из лучших антиутопий на тему цифрового пространства) все герои встречаются в реальности и признают, что никакой, даже самый совершенный виртуальный мир не заменит красоты настоящего, а главное теплоты человеческих отношений, которой так не хватало всем героям. Поэтому “настоящий” дом, где можно собрать своих близких, не потеряет актуальности еще очень долго. Технологии – это лишь инструмент, каким будет реальный мир, зависит от того, как мы используем эти возможности.
Однако и игнорировать тренд на метавселенные невозможно, он так или иначе повлияет и на реальные квадратные метры жилья. Я прогнозирую, что и квартиры, и МОПы могут стать меньше, ведь мы все больше времени будем проводить в виртуальном, а не реальности пространстве. Но сами дома станут технически более продвинутыми и «умными», чтобы пользователям было удобно цифровое взаимодействие.
Не исключаю, что сам формат востребованной жилой и коммерческой недвижимости станет другим. Как бы ни хотелось представить людей, живущих на лоне природы вне мегаполисов и занятых творческой работой или исследованиями в виртуальном офисе или обучением в мета-университетах, скорее всего потребуется еще более плотная и концентрированная городская застройка ради более эффективной инфраструктуры и инженерии. Не случайно и в метавселенной растут города.
Резюмируя, я могу сказать, что мы готовимся к тому, что дома, которые мы будем проектировать лет через 10, будут отличаться от сегодняшних. Но я уверен, что ценность реального перед виртуальным только будет расти. Ведь не даром в конце книги “Первому игроку приготовиться” (одна из лучших антиутопий на тему цифрового пространства) все герои встречаются в реальности и признают, что никакой, даже самый совершенный виртуальный мир не заменит красоты настоящего, а главное теплоты человеческих отношений, которой так не хватало всем героям. Поэтому “настоящий” дом, где можно собрать своих близких, не потеряет актуальности еще очень долго. Технологии – это лишь инструмент, каким будет реальный мир, зависит от того, как мы используем эти возможности.