Проект «Цифровая забота – умный дом престарелых» начали внедрять в пансионатах Самарской области, сообщается на портале Агентства стратегических инициатив. Решение подразумевает оснащение домов инвалидов и престарелых системой «умный дом» с голосовым управлением. Мы узнали мнение экспертов об этой интересной инициативе.
Через «умную» колонку постояльцы могут голосом управлять шторами, освещением, телевизором, окном, кроватью, дверью. Система поможет найти ответы на различные вопросы в интернете, включить новости или музыку, узнать прогноз погоды, а также сыграть в интерактивные игры. Еще можно общаться с соседями в других комнатах и пользоваться мессенджерами.
Эта система помогает престарелым и людям с проблемами опорно-двигательного аппарата самостоятельно выполнить необходимые им ежедневные действия, не прибегая к помощи обслуживающего персонала. Это не только дает возможность высвободить время у работников социальных учреждений для повседневной работы, но и помогает изменить мироощущение постояльцев, добавляя им жизненного оптимизма и самостоятельности, – они перестают чувствовать себя одинокими и беспомощными.
Редакция DigitalDeveloper обратилась к представителям сегмента умных домов, чтобы узнать их мнение о цифровизации объектов социального назначения.
Эта система помогает престарелым и людям с проблемами опорно-двигательного аппарата самостоятельно выполнить необходимые им ежедневные действия, не прибегая к помощи обслуживающего персонала. Это не только дает возможность высвободить время у работников социальных учреждений для повседневной работы, но и помогает изменить мироощущение постояльцев, добавляя им жизненного оптимизма и самостоятельности, – они перестают чувствовать себя одинокими и беспомощными.
Редакция DigitalDeveloper обратилась к представителям сегмента умных домов, чтобы узнать их мнение о цифровизации объектов социального назначения.
Светлана Перминова, директор «Юникорн»:
Безусловно, это правильная инициатива, причем с большим потенциалом. Дома престарелых и дома инвалидов могут стать очень хорошим началом глобальной цифровизации всех муниципальных социальных объектов и нужным примером. Очевидно, что появление каких-то функций умного дома существенно расширит возможности и повысит качество жизни постояльцев. Например, голосом можно дать команду включить телевизор, открыть шторы, включить или выключить свет. Для престарелых и людей с проблемами опорно-двигательного аппарата это значительное расширение границ. Важно, что это дает людям ощущение самостоятельности, ведь многие действия, которые они ранее не могли выполнить без помощи персонала, теперь станут доступны.
Илья Сотонин, директор Doma.ai, справедливо отметил, что цифровизация должна быть в первую очередь полезным дополнением к развитой социальной инфраструктуре и доброжелательному отношению:
Идея отличная! Мы видим, что люди старшего поколения вполне неплохо справляются с новыми технологиями, если им аккуратно показать и научить. Голосовой помощник – довольно нативный способ коммуникации для человека. Может быть, для некоторых людей это даже легче, чем набирать сообщения по клавиатуре в телефоне.
Основная опасность в том, что в погоне за умными модными технологиями могут забыть о том, что это все дополнение. А главное – это достойная архитектура здания, окружающая среда, безбарьерный доступ, размер лифтов и дверных проемов, которые позволяют нормально передвигаться. В центре внимания – качественный сервис и доброжелательное отношение персонала к людям, которые живут в этом доме, а также отношения в сообществе, которые позволяют и на пенсии продолжать интересно жить. Если выбирать между 10-этажным домом без социальной среды, с угрюмым персоналом, но с умными голосовыми помощниками, и «неумным» зданием в 1-2-3 этажа, которое стоит в парке, где команда работников организует жителей в сообщества и создают им интересную программу, я точно выбираю второе.
Светлана Перминова также поделилась точкой зрения на то, как технологии могут улучшить качество социальной среды:
В данной ситуации правильнее все-таки говорить не об умном доме, а об умном здании, потому что нужно применять не только технологии интернета вещей в отдельных помещениях, но и автоматизировать, цифровизовать обслуживание общедомовых инженерных систем, чтобы получить максимум синергетических эффектов и исключить дублирование каких-то элементов внутри них.
В первую очередь, это сервисы для бесконтактного прохода и въезда, возможность позвать на помощь в нужный момент из любого места на территории объекта, сюда также мы относим элементы видеоаналитики и технологии интернета вещей, которые позволят автоматически обнаруживать инциденты и ситуации, когда человеку нужна помощь.
Мы планируем активно участвовать в формировании нормативной документации, которая будет способствовать появлению умных школ, детских садов, больниц и других объектов социального значения.
На наш взгляд, стоимость цифровизации таких объектов не приводит к значительному удорожанию и даже обеспечивает значительную экономию на этапе реализации, а на этапе эксплуатации обеспечивает повышение безопасности, снижение эксплуатационных расходов и предоставление доступа к современным цифровым сервисам людям, которые находятся и работают в этих зданиях.