Журнал о PropTech

Классификация сегментов PropTech

На рынке очень много инновационных решений для недвижимости — что-то повторяется, где-то решений не хватает. Когда мы говорим о цифровизации целой отрасли важно выработать классификацию, которая поможет рынку говорить на одном языке и оценивать развитие PropTech в каждой нише. Именно такую классификацию с примерами решений описал эксперт рынка недвижимости Василий Фетисов в своей новой колонке ↓ 




Определение PropTech (property technology) уже достаточно устоялось в профессиональной среде как венчурных инвесторов, так и девелоперов и означает кластер инновационных технологий, предназначенных для рынка недвижимости. Рядом находится термин ConTech (construction technology), который включает в себя инновационные технологии, связанные непосредственно со строительством объектов недвижимости.

Между тем, внутри PropTech существует большое количество сегментов и ниш, которые требуют отдельного упорядочивания и классификации для лучшего понимания всего многообразия, уверенного ориентирования в нём и фокусирования на определённых нишах в зависимости от целей девелопера и венчурного инвестора.

Прежде всего, необходимо выделить категорию, которая зачастую не характерна для других инновационных кластеров и включает в себя новые материалы и среды, то, из чего собственно и создаются материальные объекты недвижимости. В эту категорию попадает большое количество инновационных материалов от композитной арматуры до аддитивных технологий строительства (3D-печать). Примеры компаний сегмента – ApisCor, Теплориум, Оконные инновации и др.

Если идти по цепочке создания стоимости в недвижимости, то следующая категория – это BIM (building information modeling) технологии и всё, связанное с проектированием и подготовкой исходно-разрешительной документации. Основным драйвером сегмента является, безусловно, BIM, который фактически уже стал мейнстримом в индустрии, особенно в России и ведущих западных странах. Примеры компаний сегмента – Autodesk Revit, Параметрика, BIMDATA, INGIPRO, Сервис Пирс и др.

Важным сегментом PropTech является область диджитализации и уберизации снабжения, закупок, поставок и рабочей силы. Здесь можно выделить даже два подсегмента: маркетплейсы товаров и сервисов для строительства (не путать с маркетплейсами недвижимости) и уберизация услуг рабочей силы в строительстве. Примеры компаний данной категории – Рабочие руки, Gorserv, HUMAN+, Stroytorgiи др. В этом сегменте, буквально недавно объявлено об одной из крупнейших сделок в российском PropTech: cервис по подбору мастеров для отделки квартир «Точно» привлёк $10 млн раунд А от proptech-фонда, одним из инвесторов которого выступает инвесткомпания O1 Properties. Стартап связывает мастеров, занимающихся отделкой квартир, с девелоперами и позволяет удалённо контролировать ход работ.

Следующим по технологической цепочке создания стоимости является сегмент контроля и администрирования строительства. Это один из наиболее динамично развивающихся сегментов за рубежом, включающий в себя как программное обеспечение по управлению строительством, так и программно-аппаратные комплексы, включающие дроны и лидары. Примеры компаний сегмента – TraceAir, Constru, BIMARи др.

Сегмент инженерных коммуникаций, энергоэффективности и ресурсосбережения – не такой популярный, как по количеству стартапов, так и по интересу венчурных инвесторов, тем не менее, его стоит выделить, так как энергоэффективность – важная часть государственной политики в ЖКХ и здесь время от времени появляются интересные стартапы. Примеры компаний сегмента – Убиратор, Гринвент и др.

Очень важный, большой по объему инвестиций и количеству компаний сегмент — умный город и умный дом. По моей оценке, это наиболее конкурентный сегмент в отрасли PropTech, так как в нём представлены не только и не столько стартапы, сколько крупные технологические корпорации – от Googleдо Xiaomi, от МТС до doma.ai. В сегменте представлены как производители software (систем управления и интеграции элементов умного города и дома), так и производители hardware— датчиков, умных видеокамер, слаботочного оборудования и т.п. Продукт в сфере девелопмента на рынках городов-миллионников России быстро меняется и, по моему мнению, уже через 2-3 года системы умного дома станут гигиеническим фактором, своеобразным musthave девелоперского продукта.

Двигаясь далее по цепочке создания продукта в недвижимости, мы приходим к сегменту обустройства, дизайна и ремонта. Здесь можно выделить два популярных подсегмента:

  1. связанных с автоматизацией и упрощением дизайна и расстановки мебели, как Plannerix, Flatplan, Planoplan;
  2. работающих в сфере автоматизации и уберизации отделочных работ, как Rewedo, Smetus, Sdelano, Rerooms.

Отдельно стоит выделить сегмент PropTech, связанный с продажей, рекламой и маркетингом недвижимости. Здесь присутствуют как крупные игроки, преимущественно работающие в подсегменте маркетплейсов недвижимости (Yandex, ЦИАН, Dombookи др.), так и средние и небольшие игроки, разрабатывающие различные инструменты и компании-интеграторы (Profitbase, Smartis, Biganto, Roomee, Kelnik).

И в завершение цепочки создания стоимости в отрасли недвижимости, находится сегмент управления инвестициями, проектами и готовыми объектами. Здесь стоит выделить достаточно большие сегменты управления объектами коммерческой недвижимости от арендных отношений до facility management (Exquanceи др.) и сегменты управления арендными отношениями в жилых объектах (Locals, Maroom, Rention и др.).



В итоге мы имеем 9 основных сегментов в сфере PropTech:




Понятно, что к первой попытке классификации PropTech могут быть вопросы, пишите – обсудим в соцсетях и на оффлайн-форумах и дополним или скорректируем классификацию.



Фетисов Василий Юрьевич,
к.э.н., MBA, эксперт рынка недвижимости

Цифровизация