Несмотря на то что термин «цифровизация» прочно и, как кажется, давно вошел в нашу жизнь, тем не менее строительная отрасль находится в самом начале своей трансформации, своего перехода к автоматизации процессов, обеспечивающих качество. При этом нельзя не отметить, что в целом среди участников строительного процесса наступил переход от восторженного восхищения дронами, дополненной реальностью, искусственным интеллектом к пониманию необходимости практического внедрения новых технологий в режиме «от простого — к сложному».
Объективно — желание объять всё и сразу. Однако, практика показывает, что внедрение технологий без наличия экспериментального практического опыта не даёт какого-то мощного совокупного эффекта.
По разным оценкам, наиболее проблемными бизнес-процессами строительства, с точки зрения его цифровизации, являются:
— сбор исходно-разрешительной документации;
— управление проектом;
— организация строительства;
— календарное планирование.
Если посмотреть на их последовательность, то это длинная и сложная дорога, имя которой — клиентский путь. И мы понимаем сегодня, что цифровизация клиентского пути находится в самом начале. 2022-й год привел строительную отрасль к всплеску появления на рынке массы программных решений. Их количество измеряется сотнями: по данным из перечней российского программного обеспечения — до 700 решений.
— сбор исходно-разрешительной документации;
— управление проектом;
— организация строительства;
— календарное планирование.
Если посмотреть на их последовательность, то это длинная и сложная дорога, имя которой — клиентский путь. И мы понимаем сегодня, что цифровизация клиентского пути находится в самом начале. 2022-й год привел строительную отрасль к всплеску появления на рынке массы программных решений. Их количество измеряется сотнями: по данным из перечней российского программного обеспечения — до 700 решений.
Это очень большая цифра. С одной стороны, это, безусловно, свидетельствует об активности российских разработчиков. С другой стороны, к сожалению, потенциальный потребитель не всегда понимает, что же ему предлагается для решения его насущных задач. Как определить рыночную ценность того или иного решения? Как определиться не только в выборе продукта для цифровизации процессов, но и в том, насколько программное решение эффективно автоматизирует процесс, в котором участвуют представители разных сторон проекта строительства? Экспертный совет Гильдии по BIM в целях решения этих задач сегодня активно работает над описанием состава автоматизируемых бизнес-процессов, влияющих на качество строительства, с учетом ролей стейкхолдеров.
Результат проводимого в постоянном режиме анализа программных инструментов показывает одну общую проблему: далеко не все продукты учитывают требования нормативно-правовых и нормативно- технических актов. И это становится трудностью при внедрении, срабатывает человеческий фактор. Для того чтобы предотвратить подобный исход, Экспертным советом исследуются лучшие практики, ведется анализ функционала программных решений с тем, чтобы выделить из общей массы те, которые по своей логике находятся не только в том или ином этапе клиентского пути, но и обеспечивают реализацию функционала совершенно конкретных сторон строительного процесса. Это инженерный и управленческий персонал, который входит в состав основных участников строительства — технический заказчик, генеральный подрядчик, генеральный проектировщик.
Именно инженерный и управленческий персонал является ключевым игроком, заинтересованным в автоматизации бизнес-процессов и их цифровой трансформации. Часто можно услышать, что то или иное решение позволяет снизить стоимость, сроки строительства. Но, как правило, редко когда этому есть фактическое подтверждение. А это важно, потенциальный потребитель программного решения, предлагающего автоматизировать тот или иной процесс, должен понимать его реальную экономическую эффективность. Для достижения этой цели Экспертный совет в 2023 году начинает работу над расчетом прогнозируемого эффекта программных продуктов на основании не только экспертного мнения по функционалу, но и факторного анализа: как в результате применения того или иного решения изменяется длительность операции или процесса, как решение влияет на изменение трудоёмкости, насколько высок эффект применения или использования продукта с точки зрения влияния на качество результата.
Без активного погружения в практику внедрения технологий в повседневную деятельность инженера, поиска оптимальных решений, без плотного взаимодействия строителей и разработчиков продуктов быстрое достижение качественных показателей от цифровизации не получится. Но текущее состояние рынка, его движение (а цифровизация стройки сегодня — это большой и мощный тренд) показывают, что этот тренд точно будет определять будущее строительства и недвижимости в ближайшие 5–10 лет.